Тема урока «Безударные гласные, проверяемые ударением» МОУ НОШ 12 «Гармония» станицы Каневской Краснодарского края Учитель начальных классов Галстян Лиана Эдуардовна 2007 год Преподавание в начальной школе Русский язык, 3 класс
А, О, Е, Ё, И, Я, Э, Ы, У, Ю Какие буквы вы видите? Правильный ответ: буквы, обозначающие гласные звуки. Сколько таких букв вы знаете? Правильный ответ: 10 букв.
Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите их. Правильный ответ: 6 гласных звуков [А], [О], [И], [У], [Э], [Ы] [А], [О], [И], [У], [Э], [Ы] Какие бывают гласные звуки? Правильный ответ: ударные и безударные.
Написание каких букв, обозначающих гласные звуки, может вызвать сомнение? Правильный ответ: буквы, обозначающие безударную гласную
1) есть ли в слове безударный гласный; да нет 2) в какой части слова этот звук; корень приставка, суффикс, окончание 3) подобрать проверочное слово (однокоренное или изменить форму слова); 4) сравнить проверяемое и проверочное слово. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно знать:
Какие слова зашифрованы в ребусах? Правильный ответ: дрова, слова, сова.
Что общего у слов дрова, слова, сова? Правильный ответ: в словах два слога, ударение падает на второй слог, в безударном слоге пишется буква о. Назовите одинаковые буквы, которые встречаются в каждом слове. Правильный ответ: буквы А, В, О. Назовите лишнюю букву. Правильный ответ: буква В, т.к. буквы А, О – обозначают гласные звуки, а буква В – согласный звук.
Прочтите предложения: В..лна за в..лной бежит на берег. Чайка летает над в..дой. Какая буква пропущена в словах? В каком слоге? Правильный ответ: буква О, в безударном слоге.
Внимательно рассмотрите кадры из фильма-сказки. Как называется сказка? Кто её автор? Правильный ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
Прочти предложения из сказки, постарайся распознать слова с безударными гласными. Выпиши их в левый столбик, а в правый – проверочные слова. «Море синее кругом, Дуб зелёный над холмом». «Он бежит себе в волнах На раздутых парусах».
Зелёный – зелень Над холмом – холм Бежит – бег В волнах – волны На парусах – парус Правильный ответ:
Ч_дный остров. З_лотой орех. Ч_стые зубцы. Ш_рокое поле. Прочтите словосочетания. На какие группы можно их разбить, по каким признакам? Правильный ответ: по орфограммам.
Чудный остров Золотой орех Частые зубцы Широкое поле Ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово островорехзубцыполе Правильный ответ: чудный золотой частые частыеширокое
В слове «широкое» определите количество звуков и букв. Правильный ответ: 7 букв, 8 звуков. К слову «частые» подберите слово с противоположным значением (антонимы). Правильный ответ: редкие. К слову «чудный» подберите слова близкие по значению (синонимы). Правильный ответ: прекрасный, восхитительный.
Какие строки о белочке из сказки А.С. Пушкина вы вспомнили? Правильный ответ: Белка песенки поёт И орешки всё грызёт, А орешки не простые, Все скорлупки золотые…
В каком домике жила белочка? Правильный ответ: в хрустальном. Что такое хрусталь? Правильный ответ: особое стекло с красивым блеском и резьбой.
Дом, князь, белочька, выстраил, для, потом, хрустальный Рассыпалось предложение о хрустальном доме белочки. Найдите ошибки в словах. На какие орфограммы допущены ошибки? Найдите орфограмму о которой мы сегодня говорили. Составьте предложение, чтобы получилась рифма. Правильный ответ: Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом
Князь для _________ потом Выстроил хрустальный дом
Тест Чтобы проверить безударную гласную в корне слова 1) К каждой гласной подобрать проверочное слово. 2) Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать родственное слово. 3) Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. 4) Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением. 5) Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы после безударной гласной стояла согласная.
Рефлексия Оцените свою работу цветом. Красным – хорошо усвоили материал Красным – хорошо усвоили материал Зелёным – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова Зелёным – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова Синим – ещё нужно работать Синим – ещё нужно работать