Игры на уроках русского языка «Зарифмуем … правила» Савельева О.А. учитель русского языка и литературы МОУ «1-Бенжерепская средняя общеобразовательная школа»
Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Значение детской игры очень велико, т.к. именно в игре мы получаем опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.
Игры широко применяются на уроках как методические приемы обучения школьников. Их можно использовать на любом этапе урока: усвоения новых знаний, закрепления и обобщения изученного материала, контроля. Игра – это способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых ситуациях. Обилие созданных учителем игровых ситуаций на уроке – один из показателей его мастерства.
Учебные игры помогают закреплять и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Сам процесс учебной игры может дать ребятам больше, чем систематические объяснения учителя. Одной из форм учебной игры является игра «Зирифмуем правила», которая часто используется на уроках учителями-словесниками в виде зарифмованных грамматических правил.
Конечно, не все зарифмованные правила несут одинаковую нагрузку. Некоторые из них отсеиваются, но остается основное – урок выглядит свежее, интереснее, вызывает у ребят желание написать что-то подобное. Правила-стихотворения эффективны не сами по себе. Без анализа их и приведения примеров учащимися учитель вряд ли сможет достигнуть желаемого результата. Итак, приглашаю вас вслед за моими воспитанниками совершить стихотворное путешествие по курсу русского языка в 5 классе.
«Словосочетание» С целью лучшего усвоения материала по теме «Словосочетание» учитель может использовать многостишие: Внимание! Вот словосочетание. В нем ходят парою слова, Но не равны у них права. В нем слово главное всегда С зависимым шагает. А кто же кто есть – без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда – наоборот, Запомни как основу.
главное слово зависимое слово Желательно, чтобы на доске до начала объяснения нового материала были написаны примеры словосочетаний: красное знамя, любимая Родина, учиться в школе, интересно рассказывать и т.д. Внимательно ознакомившись со стихотворением, учащиеся без труда смогут ответить на вопросы учителя: 1)Почему в словосочетаниях права у слов не равны? 2)Из каких слов состоит словосочетание? 3)Как они называются? 4)От какого слова к какому нужно ставить вопрос?, а также определить в записанных на доске примерах главное и зависимое слово, поставить вопросы от главного слова к зависимому. ?
Предложения по цели высказывания Обычно ребята неплохо различают предложения по цели высказывания, но часто забывают их названия. Запомнить термины помогают строки: По цели всегда различай предложение: В повествовательном – сообщение, Вопрос в вопросительном. (Дашь ответ?) А в побудительном – просьба, совет.
Второстепенные члены предложения Второстепенные члены предложения - дополнение, определение и обстоятельство – темы, совершенно новые для пятиклассников. Поэтому при их изучении может пригодиться такое изложение правил:
Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их, без промедления Тут же отыщутся дополнения. Учащиеся вспоминают все косвенные падежи, вопросы к ним и после знакомства со стихотворением смогут легко сказать: 1)На какие вопросы отвечает в предложении дополнение? 2) Какое слово выступает в роли дополнения в первом предложении стихотворения? Учителю нужно только предварительно объяснить, как принято подчеркивать дополнение. Дополнение
Определение Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. Вопросы учителя могут выглядеть так: 1) Что обозначает определение? 2) На какие вопросы определение отвечает? 3)Как подчеркивается определение в предложении? После такой работы пятиклассники без труда приводят свои примеры предложений с определениями.
Обстоятельство На вопросы: где? когда? Как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ Даст тебе всегда. Семь вопросов – просто чудо! Их запомнить просто так: Где? когда? куда? откуда? Почему? зачем? и как?
Обращение Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. Когда именно познакомить учащихся с этим стихотворением, каждый учитель должен решить сам. Его можно использовать в начале изучения темы, а можно и в заключении (как своеобразный итог). В последнем случае уместны задания: 1)Найти в стихотворении обращение. 2)Объяснить знаки препинания в третьем предложении. 3)Сделать синтаксический разбор первого предложения.
Разбор предложения Когда предложенья разбор предстоит, Определите сперва его вид, Главные члены и второстепенные И под конец – если есть – обращение. Ребята легко запоминают это стихотворение, и стоит забывчивому ученику начать разбор с определения главных членов, а не с установления вида предложения по цели высказывания, как по классу пробегает шумок: «Когда предложенья разбор предстоит…», и отвечающий спохватывается: «А, вид предложения…» Это тот случай, когда не нужно бояться подсказки.
Сложное предложение Одно предложенье простое с другим Жить предложеньем решили одним. Простых может три быть, четыре и пять, Но важно их все запятой отделять. Учащихся лучше познакомить со стихотворением уже после объяснения материала. Тогда им будет понятно, почему «два или больше простых», и почему нельзя забывать о запятых.
«Фонетика» Начиная изучение раздела «Фонетика», целесообразно ознакомить учащихся с его целью и задачами. Потом предлагается небольшое стихотворение: Когда с тобой мы слово пишем, Его в уме мы как бы слышим. Когда же люди говорят, То произносят звуков ряд. А изучает их. Заметь-ка, Раздел грамматики – «Фонетика». Вопросы учителя: 1)Что такое фонетика? 2)Что она изучает?
Алфавит Что такое алфавит? Вам, ребята, он известен. Буква в нем всегда стоит На своем особом месте. Учим, учим назубок Алфавит мы дружно, Чтобы он найти помог В словарях, где нужно. А, б, в, г, д, е, ё – Постираем мы бельё. Ж, з, и, й, к, л, м – Апельсинку быстро съем. Н, о, п, р, с, т, у – Погуляем на мосту. Ф, х, ц, ч, ш, щ – Ах, какая чаща! ъ, ы, ь – Не запомнятся никак. Э, ю, я – Вот и все, мои друзья. Эти многостишья помогут усвоить правильную постановку ударения в слове алфавит, а также ответить на вопрос: 1) Зачем же все-таки нужно запоминать буквы по порядку? Учащиеся могут объяснить постановку запятых при обращении «ребята».
Слог, ударение На листья делится листва, На слоги делятся слова. Мы в слове слог ударный Найдем элементарно. Тот слог ударным мы зовем, Запомни, если хочешь, Который мы произнесем Сильнее всех и громче.
Фонетический разбор Фонетический разбор – И несложен он, и скор: Надо нам сперва толково Разделить на слоги слово И – труда в том нет почти – Ударение найти. А потом на том же листике Звукам дать характеристику. Сколько букв и сколько звуков Посчитать – и вся наука. В стихотворении указан порядок фонетического разбора, что, несомненно, организует учеников в работе, позволяет им запомнить последовательность операций.
«Лексика» В четверостишии, которое учитель может предложить для знакомства с разделом «Лексика», рассказывается о разных сторонах изучения этой темы: Коль хочешь узнать ты значение слова, Словарь открывай под названьем «Толковый». В нем на страницах большая страна, Лексикой, школьник, зовется она.
Игра – часть разнообразия Важнейшее условие заинтересованного отношения ребенка к предмету – это личность педагога, его увлеченность своим делом. Кроме того очень важно именно в настоящее время применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - говорил Буслаев. Игра – одна из форм и методов обучения и воспитания, которая тоже является частью разнообразия.
Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».