Развитие орфографической зоркости младших школьников Выполнила: Разумова Т. М. Учитель средней школы 11
Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начальной школе прослеживается позиционный принцип русской орфографии (написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются). Морфема это самая маленькая значимая часть слова. Самая главная морфема это корень, несущий основной смысл слова. Остальные морфемы, несущие смыслиночки, приставка, суффикс, окончание называются аффиксами.
Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова находится орфограмма. Если орфограмма в корне – ищет проверочное слово. Написания приставок и суффиксов запоминаются. Написание окончаний зависит от правила проверки данной части речи.
о-, до-, по-, во-, об-, от-, про- а за-, над-, на- с- пере- при- (приближение) пре- (очень) рас-раз- бес-без- вос- воз- ис-из- чрес- чрез - нис-низ-
Безударный гласный – ударением. Парный согласный – перед гласным. Непроизносимый согласный – измени слово.
- еньк, - оньк, - очк, - ечк, - ок - ек ( е убег. ) – ик - ник - чик - щик - онок, - енок - оват, - еват - ов, - ат, - ость После шипящихо После шипящих о
Существи- тельное Прилага- тельное Глагол 1 скл. –земля сестра 2 скл. –окно стол стол 3 скл. – степь Проверь ? I спр. – Е II спр. - И
раст – рос лаг – лож лаг – лож зар – зор зар – зор гар – гор гар – гор кас(а) – кос кас(а) – кос жи – шичу – щуча – ща ци ( но цыган, цыпленок, цыпочки, цыц ) ж.р. после шипящихЬ ж.р. после шипящих Ь чк чн нч нщ
Гласные и согласные в слабой позиции обозначаются теми же буквами, что и в сильной позиции в той же части слова. Т.о. ученик опирается на слова, в которых данный звук находится в сильной позиции путем проверки или запоминания Т.о. ученик опирается на слова, в которых данный звук находится в сильной позиции путем проверки или запоминания.