Семинар на тему:Анализ Путешествия из Петербурга в Москву А.Н. Радищева в специфике жанра Выполнили: ученики 8 и класса Бородько Миша Гоменюк Иван Ершова Катя Кириллов Сергей Сланин Дима Шишкина Мария Проверила: учитель русского языка литературы Улаева Т.П. г. Пыть-Ях, 2007г.
Исследуемый вопрос: Усиление сложности и мозаичности картины мира в Путешествии из Петербурга в Москву А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров Древнерусской литературы.
Вывод после исследования, изучения критической литературы по вопросу: «Возникновение новых жанров и изменение старых одна из самых важных линий в развитии русской литературы ХXVII вв.»
Результаты исследования: Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением в быту светском и церковном. В этом их отличие от жанров новой литературы, образующихся и развивающихся не столько из потребностей обихода, сколько из потребностей самой литературы и действительности.
Жанры древнерусской литературы, нашедшие отражение в «Путешествии…»
Жанры древнерусской литературы: Видение Похвальное слово Поучение Путевой очерк Знамение
Жанр «Видение» Повествовательно – дидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица, которому он якобы открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Пример в главе «Спасская Полесть», стр. 37 : Автор видит себя государем, издавшим Закон Милосердия и Закон Совести.
Жанр «Поучение» В узком смысле - церковная проповедь, в широком же – вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям. Пример в главах «Поучения Владимира Мономаха» «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона».
Жанр «Путевой очерк» Очерк – форма достаточно свободная: в нем легко соединяются описание и рассуждение, диалог и лирическое отступление, бесстрастный отчет и философские раздумья. Очерк любит подробности, в частности, в описании города, в показе различных сторон его жизни, порой ему присуща фотографическая точность, но часто дотошен и в фиксации деталей, отдельных фактов. Так же очерк - это осмысление фактов, их анализ.
Жанр «Путевой очерк» Пример в главах: «Выезд» - стр «Чудово» - стр «Тосна» - стр «Завидово» - стр «Пешки» - стр
Жанр «Знамение» Жанр древней русской Литературы повествующий о явлении, предвещающее что – нибудь. причети верования заговоры
Жанр «Знамение» Пример в главах: «Бронницы» - стр «Тверь» - стр «Чудово» - стр.21-28
Жанр «Поучение» Пример в главах: «Крестьцы» стр «Тверь» стр «Городня» стр «Яжелбицы» стр.92-93
Жанр «Похвальное слово» Пример в главах: «Слово о Ломоносове» - стр.183 «Клин» - стр
Вывод: Радищев использует в «Путешествии из Петербурга в Москву» разные жанры древнерусской литературы, чтобы разнообразить свое произведение, а не делать однотонным и неинтересным, показать всю картину жизни. Вывод: Радищев использует в «Путешествии из Петербурга в Москву» разные жанры древнерусской литературы, чтобы разнообразить свое произведение, а не делать однотонным и неинтересным, показать всю картину жизни.