Художественные средства, используемые при подготовке лекции- беседы о музыке
Цель работы студентов: Конструирование моделей использования художественных средств при подготовке лекции- беседы о музыке Конструирование моделей использования художественных средств при подготовке лекции- беседы о музыке
Средство – прием, способ действия для достижения чего-нибудь (Толковый словарь С.И.Ожегова) Средство – прием, способ действия для достижения чего-нибудь (Толковый словарь С.И.Ожегова) Художественное средство – способ передачи явлений действительности при помощи произведений искусства, а также особый прием воздействия на зрителя (слушателя), вызывающий у него эстетическое наслаждение. Художественное средство – способ передачи явлений действительности при помощи произведений искусства, а также особый прием воздействия на зрителя (слушателя), вызывающий у него эстетическое наслаждение.
Модель 1. Художественное слово Функции художественного слова: Информационная. Информационная. Коммуникативная. Коммуникативная. Эстетическая. Эстетическая. Развивающая. Развивающая. Формирующая образное мышление, образные представления. Формирующая образное мышление, образные представления. Интегрирующая. Интегрирующая.
1. Художественное слово Художественное слово применяется при: первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (создании эмоционального отклика, заинтересованности, атмосферы, включающей слушателя в сферу музыкальных образов произведения); первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (создании эмоционального отклика, заинтересованности, атмосферы, включающей слушателя в сферу музыкальных образов произведения); создании установки на восприятие музыки; создании установки на восприятие музыки; фокусировании внимания слушателей (организационное начало на концертах, уроках музыки, лекциях-беседах); фокусировании внимания слушателей (организационное начало на концертах, уроках музыки, лекциях-беседах); анализе средств музыкальной выразительности; анализе средств музыкальной выразительности; закреплении общего представления о прослушанном музыкальном произведении; закреплении общего представления о прослушанном музыкальном произведении; завершении процесса восприятия (в конце концерта, беседы, урока и т.д.). завершении процесса восприятия (в конце концерта, беседы, урока и т.д.).
1. Художественное слово Средства: метафоры; метафоры; поэтические фрагменты, стихотворения; поэтические фрагменты, стихотворения; образные сравнения; образные сравнения; эпитеты; эпитеты; «эмоциональный словарь» (Ражникова); «эмоциональный словарь» (Ражникова); словесные пояснения и указания (ремарки); словесные пояснения и указания (ремарки); описания (интересные факты из жизни композиторов, курьезы, исторические факты, история создания произведения и т.д.); описания (интересные факты из жизни композиторов, курьезы, исторические факты, история создания произведения и т.д.); высказывания великих композиторов, поэтов, писателей, художников, известных ученых педагогов и др.; высказывания великих композиторов, поэтов, писателей, художников, известных ученых педагогов и др.; воспоминания, дневниковые записи, письма. воспоминания, дневниковые записи, письма.
Модель 2. Средства музыкальной выразительности Мелодия Мелодия Ритм Ритм Фактура Фактура Регистр Регистр Темп Темп Динамика Динамика Лад, гармония Лад, гармония
Модель 3. Произведения изобразительного искусства Репродукции Репродукции Иллюстрации Иллюстрации Портреты композиторов, исполнителей, поэтов, писателей, художников Портреты композиторов, исполнителей, поэтов, писателей, художников Фотографии Фотографии Слайды Слайды Видеоряд Видеоряд
И.И. Шишкин. На севере диком
С. Ботичелли La Primavera («Царство Флоры» или «Весна»)
Модель 4. Невербальные средства Интонация Интонация Мимика Мимика Жестикуляция Жестикуляция Поза, движения Поза, движения Театрализация Театрализация
Художественные средства (иерархическая пирамида) Невербаль- ные средства Произведения изобразительног о искусства Средства музыкальной выразительности Художественное слово
Задание для самостоятельной работы: 1. Выбрать из предложенного списка 1 пьесу, прослушать ее (при прослушивании использовать нотный текст). 2. К предложенным музыкальным произведениям подобрать средства словесного воздействия (стихотворения, метафоры, высказывания, интересные биографические факты и т.д.). 3. Выписать найденные текстовые фрагменты. 4. Составить письменный связный текст – пояснение к одному из предложенных музыкальных произведений. 5. Озвучить полученный вариант на уроке. Музыкальный материал: Музыкальный материал: Глинка М. Разлука; Глинка М. Разлука; Григ Э. Лирические пьесы. Тетрадь III. «Бабочка». Григ Э. Лирические пьесы. Тетрадь III. «Бабочка». Чайковский П. «Детский альбом»: «Мама»; Чайковский П. «Детский альбом»: «Мама»; Шуман Р. Альбом для юношества. «Первая потеря»; Шуман Р. Альбом для юношества. «Первая потеря»; Шуман Р. Альбом для юношества. «Порыв»; Шуман Р. Альбом для юношества. «Порыв»; Сен-Санс К. Карнавал животных. «Лебедь». Сен-Санс К. Карнавал животных. «Лебедь».
Литература: 1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Л., Востросаблин В. Жизнь замечательных людей. Музыканты: анекдоты, курьезы, истории. – М., Радынова О.П. Музыкальное развитие дошкольников. - М., Россихина В.П. Рассказы о русских композиторах. – М., Смирнова Т.И. Учебное пособие «Allegro» «Поэзия музыка слов» - иллюстративная часть к беседе «Интерпретация». - М., 2001.
Оцените собственную деятельность на занятии: 1. Я принимал(а) активное участие на учебном занятии (Да. Нет. Иногда.) 2. Я осознал(а) учебный материал (Полностью. Частично. Не осознала) 3. Что дало мне данное занятие для саморазвития? (Свой ответ) 4. Как работала на занятии группа? (Выделите наиболее яркие выступления сокурсников, назовите их фамилии) 5. Какую оценку Вы поставите себе за урок?