Действующие лица: Слово колобок; Фонетика; Лексика; Словообразование; Морфология; Синтаксис.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Действующие лица: Слово колобок; Фонетика; Лексика; Словообразование; Морфология; Синтаксис.
Advertisements

Было это или не было, но говорят, что было… Было это или не было, но говорят, что было…
СКАЗКА О ГЛАГОЛЕ. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях.
Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Ярославская область Тутаевский МР 2015 год. Получили мы заданье Сочинить скорей мораль «Колобок» мы прочитали И присели за рояль.
УО «Поставская государственная районная гимназия» Открытый урок в 6-м классе на тему «Имя прилагательное как часть речи» Подготовила: Россоха Л.Т. Учитель.
Блиц-опрос Веришь ли ты, что… Фёдорова Г.В. МБОУ» Лицей.
Крыши в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу. Белы дома. В гости к нам пришла зима.
1. Связывать слова в предложениях и словосочетаниях 3. Придавать словам и предложениям дополнительные оттенки значений 2. Служить для образования форм.
В 6 классе Цель: Изучить местоимение как часть речи Научиться правильно употреблять местоимения Научиться правильно употреблять местоимения.
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все,
Сказка «Муравьишка Тёма» Автор Слабоцких Олеся. Жил был на свете маленький муравьишка по имени Тёма. Он был очень добрым, дружелюбным и трудолюбивым,
ВСПОМНИ! Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Сделайте.
Презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме: Презентации по теме Имя существительное
ВСПОМНИ! Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Сделайте.
Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Транксрипт:

Действующие лица: Слово колобок; Фонетика; Лексика; Словообразование; Морфология; Синтаксис.

Было это или не было, но говорят, что было… Было это или не было, но говорят, что было…

Выпало из сказки (а из какой – догадайтесь сами) слово КОЛОБОК и покатилось по дороге.

Катится КОЛОБОК, катится, а на встречу ему ФОНЕТИКА. -Ты кто? – спрашивает. -Я слово, - отвечает КОЛОБОК. - Какое слово? -КО-ЛО-БОК! -Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своём месте стоит. -Звучи так и впредь! – напутствовала слово ФОНЕТИКА, и КОЛОБОК покатился дальше.

- Ты кто? – спрашивает. - Я слово, - гордо отвечает КОЛОБОК. - У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: КО-ЛО-БОК! - Ну, - улыбнулась ЛЕКСИКА, - для слова этого мало. Долго ли, нет он катился, но остановила его ЛЕКСИКА

Например, ло-ко-бок тоже звучит неплохо, но словом это буквосочетание не назовёшь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом. Ты действительно слово, потому что обозначаешь небольшой круглый хлебец (в народных сказках) – ведь так? -Так, - согласился КОЛОБОК. – Как же вы догадались? -Я много знаю и о тебе, и о других словах; приходи ко мне в гости – расскажу. Поблагодарил КОЛОБОК ЛЕКСИКУ и отправился дальше, …

… но вскоре дорогу ему преградило СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: - Ты кто? - спрашивает. - Я слово КОЛОБОК. - А как ты устроено? И кто твои родственники? -Не знаю, - огорчился КОЛОБОК. - Не огорчайся, это мы сейчас выясним, - проговорило СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и надело очки. - Так вот, приятель, ты образовано от старого слова КОЛОБ (круглый хлеб) с помощью суффикса -ОК-,

который внёс в твою основу признак «маленький» (как в словах ДЫМОК, ЛЕСОК, ДУБОК). Вот почему ты означаешь «маленький круглый хлебец». Ну а КОЛОБ в свою очередь было образовано когда-то от слова КОЛО (колесо). Теперь тебе понятно, кто твои предки? Обрадовался КОЛОБОК, что у него встарь были такие родственники, и весело продолжил свой путь.

Вдруг видит: сидит на пеньке МОРФОЛОГИЯ. Остановился КОЛОБОК, а МОРФОЛОГИЯ спрашивает: -Ты кто? -Я слово КОЛОБОК. -А какая ты часть речи? -Никакая. Я просто слово. -Так не бывает, - строго заметила МОРФОЛОГИЯ. – Каждое слово – непременно какая-то часть речи: есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть междометия. И у каждой части речи свои грамматические признаки.

Без этих признаков тебя ни в одно предложение не примут – так и будешь в одиночестве по дорогам кататься. - Что же мне делать? – огорчился КОЛОБОК. - А ты помни, что КОЛОБОК – имя существительное со всеми полагающимися ему признаками. Есть у тебя и род, и число, и падеж…

Не успела МОРФОЛОГИЯ договорить, как на дороге возник СИНТАКСИС: -Вы уж простите, но я слышал ваш разговор. Правильно МОРФОЛОГИЯ сказала: грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нём у каждой части речи свои роли. - А у меня – какие роли? - робко спросил КОЛОБОК.

-Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа тебе не заказана. Так что возвращайся скорее в свою сказку, из которой выпало, да займись-ка делом.

И пошли МОРФОЛОГИЯ и СИНТАКСИС своей дорогой, а КОЛОБОК не покатился дальше, а поспешил назад, в свою сказку, потому что каждое слово должно стоять на своём месте.

Действующие лица: Слово колобок; Фонетика; Лексика; Словообразование; Морфология; Синтаксис.