Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала
… постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение … Н.В.Гоголь
обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике; развивать умение выполнять типичные задания ЕГЭ (часть А и В, раздел «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов; показать целесообразность межпредметных связей уроков русского языка и информатики; закрепить навыки работы в текстовом процессоре MS Word. Цель урока:
Способы образования слов СУФФИКСАЛЬНЫЙ Земля – земляк ПРИСТАВОЧНЫЙ Бабушка – прабабушка ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ Пара – напарник БЕССУФИКСНЫЙ Вывихнуть – вывих СЛОЖЕНИЕ: 1. Сложение слов: Школа-интернат 2. Сложение основ с помощью соединительных гласных Снегопад, землекоп 3. Сложение начальной части слова с целым словом Стенгазета 4. Сложение букв: МГУ 5. Сложение звуков: ТЮЗ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
ПЕРЕХОД СЛОВА ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ Мороженое мясо Вкусное мороженое ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) Кулак (богатый крестьянин) СЛИЯНИЕ СЛОВ Быстро растворимый Быстрорастворимый кофе Способы образования слов НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания? Какое слово неправильно разобрано по составу? В каком слове нет суффикса -чик-? В каком из данных слов есть суффикс -лк- ? Определите, каким способом образовано данное слово. Укажите в предложении слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. Типичные задания ЕГЭ ПРИМЕР
Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания? 1. ПОДСЫПАЮЩИЙ 2. СНАЧАЛА 3. ЗАГЛЯДЫВАЯ 4. ПЕРЕГОРОДКА НАЗАД
Какое слово неправильно разобрано по составу? НАЗАД 1. ПО – СВОЕМУ 2. УРАВНЕНИЕ 3. ВЫДАВЛИВАЯ 4. ПЕРЕВОДЧИК
НАЗАД В каком слове нет суффикса -чик-? 1. СТУЛЬЧИК 2. ЧУЛАНЧИК 3. КЛЮЧИК 4. ПОПУТЧИК
В каком из данных слов есть суффикс -лк- НАЗАД 1. ПОДДЕЛКА 2. ПЕРЕСТРЕЛКА 3. ТАРЕЛКА 4. ГРЕЛКА
Каким способом образовано слово 1. ЛЕГКО 2. ПРОШЕПТАЛ 3. ПОТИХОНЬКУ 4. ПЕРЕЛЁТ 5. МИЛОСЕРДИЕ НАЗАД
Укажите в предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна.
Определите часть речи У изменяемого слова найдите окончание Укажите основу слова Выделите приставки (если они есть) Выделите суффиксы (если они есть) Выделите корень, подберите однокоренные слова Запишите графическую схему слова Порядок морфемного анализа
ПРИЛЕТАЮТ – глагол Имеет окончание –ют (2 лицо, мн.ч.) Основа: ПРИЛЕТА Приставка: ПРИ- Суффикс: -А- (суффикс неопределенной формы глагола) Корень: -ЛЕТ- однокоренные слова ЛЕТАЮТ, ЛЁТЧИК, УЛЁТЕТЬ Пример морфемного анализа
Порядок словообразовательного анализа Дать толкование лексического значения слова Сравнить состав данного слова с однокоренным. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано Выявить морфему, с помощью которой оно образовано Построить словообразовательную цепочку Определить способ словообразования
УЧИТЕЛЬСТВО – существительное имеет собирательное значение «множество учителей» Однокоренные слова: УЧИТЕЛЬ, УЧИТЬ, образовано от слова УЧИТЕЛЬ Слово образовано с помощью суффикса -СТВ- УЧИТЬ УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬСТВО Способ словообразования: СУФФИКСАЛЬНЫЙ Пример словообразовательного анализа
Практическая работа на компьютере (часть 1) 1. Открыть диск Н: 2. Открыть папку РУССКИЙ ЯЗЫК 3. Открыть документ Практическая работа в текстовом процессоре MS Word.doc 4. Выполнить задания 5. Сохранить документ в свою папку Файл -> Сохранить как …-> Мой компьютер -> Диск Н: -> (Своя папка)
Практическая работа на компьютере (часть 2) 1. Открыть диск Н: 2. Открыть папку РУССКИЙ ЯЗЫК 3. Скопировать папку ТЕСТ на Рабочий стол 4. Открыть папку ТЕСТ 5. Запустить программу тестирования 6. Ввести в верхнее поле свою фамилию и имя 7. Выбрать тему тестирования 8. Нажать кнопку «Начать тест »
Применять полученные знания по морфемике и словообразованию при подготовке к сдаче ЕГЭ Ожидаемый результат
Домашнее задание Русский язык: Стр. 280, упр. 301 Стр. 278, упр. 285 Учебник Бабайцевой «Русский язык класс» Информатика: Повторить способы создания и форматирования таблиц, списков, колонок. Учебник Макаровой «Информатика и ИКТ 10 класс», глава 2, стр