Лексика Лексика
Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка Лексикология употребляется в том же значении, что и термин лексика. Лексикология изучает словарный состав русского языка с различных сторон: 1) слово и его лексическое значение; 2) основные лексические явления: омонимы, синонимы, антонимы; 3) деление лексики на исконно русскую и заимствованную, активную и пассивную, общеупотребительную и ограниченную в употреблении. С лексикологией тесно связаны смежные лингвистические дисциплины: 1) фразеология – наука, изучающая устойчивые сочетания слов; 2)лексикография – наука о составлении словарей
Слово Слово – основная единица языка. Слово служит для обозначения предметов, признаков, явлений, действий. Лексическое значение слова – это его смысловое содержание, которое соотносит слово с каким – либо предметом, явлением, действием. Слова бывают однозначные, имеющие одно лексическое значение(береза, автобус) и многозначные, имеющие несколько лексических значений (золотой, ключ)
Какое из перечисленных слов имеет значениесделанный грубо, безвкусно ? 1) дилетантский 2) аляповатый 3) асимметричный 4) непрофессиональный Правильный ответ:2
Значение какого слова определенно неверно? 1) Вакансия – незанятая должность в учреждении 2) Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов 3) Эпиграмма – торжественные стихи 4) Лацкан – отворот пиджака, пальто Правильный ответ:3
Употребление омонимов Омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно разные лексические значения. Например: ласка (нежность) – ласка (хищник) От лексических омонимов следует отличать: 1) Омофоны – слова, совпадающие в звучании, но различающиеся в написании. Например: компания – кампания; пруд – прут 2) Омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах. Например: пасть (сущ.) – пасть(гл.) 3) Омографы – слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении, т. е. отличающиеся местом ударения. Например: стрелки – стрелки; мука – мука.
Употребление синонимов Синонимы делятся на лексические и контекстуальные. Лексические синонимы – слова с близким или одинаковым значением. Например: метель, вьюга,пурга, буран. Синонимы различаются: 1) оттенками лексического значения (алый, красный) 2) принадлежностью к различным стилям речи ( лицо, лик) 3) эмоционально – экспрессивной окраской ( лицо, физиономия) Слова – синонимы образуют синонимичные ряд. Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте.
Употребление паронимов Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Следует различать паронимы: а) имеющие разные приставки. Например: отпечатки – опечатки б) отличающиеся суффиксами. Например: безответственный – безответный в) один имеет производную, а другой – непроизводную основу. Например: рост - возраст Смещение паронимов в речи вызывает: 1) искажение смысла. Например: книга – источник познания (вместо знания) 2) нарушение лексической сочетаемости. Например: красивая и практическая обувь (вместо практичная) 3) замену нужного слова искаженным словообразовательным вариантом. Например: внеочередная – неочередная
В каком предложении вместо слова ГОРДЫНЯ нужно употребить ГОРДОСТЬ ? 1) Душа его, наполненная ГОРДЫНЕЙ, устала от борьбы и самоутверждения. 2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову. 3) Непомерная ГОРДЫНЯ обуяла этого человека. 4) Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка. Правильный ответ: 4
Употребление антонимов Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Например: друг – враг. Следует отличать контекстуальные антонимы – слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Антонимы используются в речи: 1) для выражения противопоставления 2) для выражения полноты охвата явления
Какое из перечисленных слов противоположно значению слова ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ? 1) образцовый 2) абсолютный 3) идеальный 4) безупречный Правильный ответ: 2
Вывод Проанализировав варианты ЕГЭ за 2002 – 2007 г. я пришел к выводу, что заданий по лексике мало, но они требуют определенного запаса знаний в понимании лексического значения слова. Эти задания показывают насколько богат словарный запас ученика. Поэтому, если вы хотите заработать много баллов на ЕГЭ, я считаю, что нелишним будет уделить внимание такому разделу науки о языке как лексика.