СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 5 класс СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКУ Работа Кривулиной Т.В., учителя русского языка и литературы, МБОУ «СОШ 26» г. Балаково Саратовской обл. В составлении презентации участвовали ученицы 5А класса: Зиновьева Кристина, Косова Софья.
Вопросы к кроссворду 1) Из каких слов состоит подчинительное словосочетание? 2) Чем могут соединяться между собой слова в словосочетаниях? 3) В подчинительном словосочетании от главного к зависимому можно задать … 4) Связь между словами в подчинительных словосочетаниях выражается … зависимых слов. 5) В каком разделе изучаются словосочетания? 6) Словосочетанием не является грамматическая ….
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ научиться правильно и быстро устанавливать связи между словами; выделять словосочетания из предложения, анализировать их строение, значение; различать типы словосочетаний по строению и значению (сочинительные и подчинительные); строить словосочетания, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости, уместно использовать их в предложении, тексте.
ЗаданиеОтветПример/примеры В состав словосочетания входит не менее... По строению и значению словосочетания делятся на... Подчинительное словосочетание состоит из... Связь между словами в словосочетаниях выражается... В предложении не является словосочетанием...
«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» 1) Речка играла 2) Лёд хрустальный 3) Как море 4) С камышом
«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» 1) Играла золотом 2) Гуляет грозно 3) Чистым серебром 4) Сверкает серебром
«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» 1) Грозно и сердито 2) Ведя, сверкая 3) Вьюга и пурга 4) Пышные луга
ЗИМА Где речка золотом играла, Ведя беседу с камышом, Теперь лежит там лёд хрустальный, Сверкая чистым серебром. Где рожь, как море, волновалась, Где пышные цвели луга, Теперь там грозно и сердито Гуляет вьюга и пурга. Ф. Шкулёв
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ ТВОР. СРАВНЕНИЯ МЕТАФОРА ЭПИТЕТЫ «Гуляет вьюга» «рожь, как море,…» «сверкая чистым серебром» «речка золотом играла» «хрустальный лёд» «пышные луга»
ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СХЕМОЙ ПРИЛ. + СУЩ.
ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СХЕМОЙ ГЛАГ. + СУЩ.
ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СХЕМОЙ ГЛАГ. + НАРЕЧ.
Оплатить (что?) счета Заплатить (за что?) за проезд _______________________________________ Надеть (что-то на кого?, на что?) спортивный костюм Одеть (кого? кого во что?) младшего брата _______________________________________ Роспись (какая?, чего?) кувшина Подпись (кого?) президента Паронимы
«Соберите» словосочетания! счета по дереву костюм за проезд сестру _________________________________________ заплатить одеть роспись надеть оплатить подпись
Девочка (одела, надела) зимнее пальто. Собираясь гулять, я (надела, одела) тёплый шарф. Войдя в автобус, я сразу (оплатил, заплатил) за проезд. Кондуктор громко сказал: "(Оплатите, заплатите) проезд!" Мама поставила в моём дневнике (подпись, роспись).
«Ты – фокусник» Ключ, кисть, замок, печь, ручка
ЗаданиеОтветПример/приме ры В состав словосочетания входит не менее... По строению и значению словосочетания делятся на... Подчинительное словосочетание состоит из... Связь между словами в словосочетаниях выражается... В предложении не является словосочетанием... двух словЖить в мире подчинительные и сочинительные Зимний день (подч.) День и ночь (соч.) главного слова и зависимого Зимний (зависим.) день (главное) окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией Иду в школу; рад тебе; чёрный и белый; весна, зима, лето, осень. грамматическая основа Зима пришла.
Надо запомнить, что... Меня удивило... Я узнал, что... Впоследствии мне пригодится... Вызвало затруднение... Дома надо закрепить...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Со словарными словами на стр. 85 составить разные по строению и значению словосочетания (не менее 5), устно.