Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Advertisements

«Картина была чудесная…». ЧУДЕСНАЯ - Представляющая собой чудо, т.е. всякое явление, которое мы не можем объяснить. Удивительная, странная, необычная,
И.С.Тургенев. Страницы биографии. Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг»
И В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ» МРАК СВЕТ КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА.
Человек и окружающая его природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Герои рассказа «Бежин луг» И.С.Тургенева Герои рассказа «Бежин луг» И.С.Тургенева Материалы к уроку литературы в 7 классе (Программа Кутузова А.Г.) Работу.
рассмотреть идейно-художественные особенности рассказа «Бежин луг»; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя; показать взаимосвязь.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883 ) Тема урока: «И.С.Тургенев – певец русской природы»
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится,
«Роль изобразительно-выразительных средств в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ» Шестакова Ирина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории школа 52 г.Кемерово.
Терминологический диктант 1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо? 2. Средство художественной характеристики,
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Урок литературы в 6 классе.
И.С.Тургенев «Бежин луг» Урок по теме: «Волшебная красота и сила русского слова»
Образ автора в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Цели занятия: 1. раскрыть понятие образ; 2. показать построение образа автора-рассказчика на основе.
Природы не бездушный лик (Роль пейзажа в художественном произведении И. С. Тургенева «Бежин луг»)
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Урок развития речи в 7 классе. Речевые недочеты и их предупреждение.
Выполнила ученица 5 класса Верхнеуринской средней школы Ванивская Ксения. Проект « Изобразительные средства языка в лирике Игнатия Дмитриевича Рождественского.»
Организация повторения основных разделов русского языка на основе анализа СБП Цель: комплексное повторение основных разделов русского языка основных разделов.
Транксрипт:

Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цели и задачи урока: - показать взаимосвязь человека и природы; - выявить роль пейзажа в произведении; - развитие навыков выразительного чтения, анализа текста; - развитие литературоведческих понятий «пейзаж», «экспозиция»; - воспитание трепетного отношения к природе.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. …»

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота.…»

« Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»

«Торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях…»

«Недолги летние ночи!..»

«Утро зачиналось…»

«Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»

Литературоведческий словарь Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

Вопрос – задание: Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день…»? При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

« Прекрасный июльский день…»

Художественные изобразительные средства: Эпитеты: Сравнения: Метафоры: Олицетворения «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»… «она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…. «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Проблемный вопрос: Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

« Прекрасный июльский день…»

Экспозиция – это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Литературоведческий словарь

«У костра: запах русской летней ночи…»

«…промчался отдохнувший табун».

И. С. Тургенев «Бежин луг» «Я поглядел кругом: …Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый. Выводы урока: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок - описание природы (по выбору)