Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Аскиз ФОТОАЛЬБОМ Выполнила: учитель биологии Майнагашева Г.Г. Майнагашева Г.Г год
Национальные праздники. Тун Пайрам Еще в древности в конце мая- начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник, устраивался праздник первого айрана. Перезимовавший скот поправлялся на первой зеленой травке и давал первое молоко. Тун Пайрам был связан с почитанием скотоводства-основы традиционного хозяйства. Люди пили первые молочные продукты, заводили первый айран, из айрана перегоняли первую араку, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня и разводили большой костер. Почетный старец, вместе с собравшимися обходя их по солнцу 9 раз, кроплением айрана на костер, березки и коня, благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. Обряд обхождения по солнцу дошел до хакасов со времен кыргызского каганата. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять её на следующий день запрещалось. После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба курес. На празднике звучали различные музыкальные инструменты: чатхан, пыргы, хомыс, тюр, хобрах. Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха. Участие учащихся и учителей СОШ п. Аскиз в празднике Тун Пайрам Еще в древности в конце мая- начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник, устраивался праздник первого айрана. Перезимовавший скот поправлялся на первой зеленой травке и давал первое молоко. Тун Пайрам был связан с почитанием скотоводства-основы традиционного хозяйства. Люди пили первые молочные продукты, заводили первый айран, из айрана перегоняли первую араку, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня и разводили большой костер. Почетный старец, вместе с собравшимися обходя их по солнцу 9 раз, кроплением айрана на костер, березки и коня, благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. Обряд обхождения по солнцу дошел до хакасов со времен кыргызского каганата. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять её на следующий день запрещалось. После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба курес. На празднике звучали различные музыкальные инструменты: чатхан, пыргы, хомыс, тюр, хобрах. Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха. Участие учащихся и учителей СОШ п. Аскиз в празднике Тун Пайрам 2008.
ЧЫЛ ПАЗЫ Чыл Пазы. День весеннего равноденствия означает встречу Нового года у хакасов по древнему календарю в пределах смежных дат марта. День весеннего равноденствия был утрм новотворения, утром возрождения Природы к жизни, утром Года. Граница зимы и лета называется хакасами Чыл Пазы – Головой Года. По свидетельству учёных в этот день протуберанцовая энергия солнечного излучения достигает предела и тот, кто встретит первые лучи солнца в этот день будет счастлив т.к. получит большой заряд положительной энергии. Поклонение дереву означало родство человека с миром трав, листьев, побегов.Повязывание зеленого чалама на Золотую Березу означает, что зеленый цвет- цвет листьев, трав, любой растительности на земле, как символ материальности и вечности живой и неистребимой Природы. Ритуал очищения проводилось всем миром и каждым человеком в отдельности. В канун рождения Чыл Пазы вытряхивались все тканые покровы в жилище, приводилось в порядок одежда меховая, замшевая, кожаная, мылась и натиралась до блеска вся посуда в доме, выметался сор, всё вымывалось, вычищалось, освежался воздух путем длительного проветривания. Ритуал очищения длился до новой Луны. Уборка должна быть тщательная: убирался весь мусор, явившийся из-под снега на территории двора, селения. Священное дерево береза делилось на три части. Крона олицетворяла Верхний мир, корни- нижний, ствол- средний. В этом делении был скрыт философский смысл познания Добра и Зла, Света и Тьмы, Жизни и Смерти, ЛЮБВИ И Ненависти, которые в течение всей своей жизни ощущал человек. Поэтому он должен делать выбор, обращаясь к Золотой Березе. Белый цвет символизирует истину, является символом верности и преданности. Голубой цвет означает благополучие мирного неба, гармонию и согласие. Красный цвет- цвет Солнца и огня. Это праздник гостеприимства, всепрощения, очищения, красоты, гармонии и согласия