И.С. Шмелев. (1873-1950г.) Комплексный анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне». МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова т.А. «Лето.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.С. Шмелев. ( г.) Комплексный анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне». МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова т.А. «Лето.
Advertisements

Урок литературы в 11 классе Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Барышниковой Натальей Николаевной.
Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему» 8 класс Учитель высшей категории МОУ «СОШ 1 п.Советский» Голомидова Маргарита Леонидовна.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ ( ) « Как я стал писателем »
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Ключевые слова урока: 1. Строфа. 2. Эпитет. 3. Сравнения. 4. Антитеза. 5. Тема. 6. Идея. 7. Лирический герой.
…образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Урок литературы в 5 классе на тему: «Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей ».(по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
СОН ОБЛОМОВА Х арактеристика обломовцев и Обломовки. Авторское отношение к герою. Роль эпизода.
Сочинение – повествование по картине В.М. Васнецова « Иван Царевич на Сером волке» Русский язык, 3 класс год.
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. Алексей Николаевич Толстой Работа учителя русского языка и литературы.
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Учитель: Чендолеева Н.А., МОУ СОШ 2 с.Греческое. Откуда мы знаем, как жили наши предки?
И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев.
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА А.И. КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Учитель: Чендолеева Н.А., МОУ СОШ 2 с.Греческое. Откуда мы знаем, как жили наши предки?
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Транксрипт:

И.С. Шмелев. ( г.) Комплексный анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне». МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова т.А. «Лето Господне» запечатлело образ дореволюционной Москвы, в которой прошли детство и юность писателя. Роман состоит из 3 частей: «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Глава «Егорьев день» входит во 2 часть.

Цель урока: анализ главы «Егорьев день» Задачи урока: -развитие навыка комплексного анализа художественного текста, -углубление знаний по теме «Лексика», -воспитание интереса к русской лексике. Ключевые слова: художественный мир, поэтика, просторечие, устаревшая лексика, комплексный анализ текста.

Лексика рассказа «Егорьев день» «Язык Шмелева приковывает к себе читателя с первых же фраз», - писал И.А.Ильин 1.Просторечные слова и выражения слова и выражения 2. Устаревшая лексика (историзмы и архаизмы) (историзмы и архаизмы) 3. Язык народной песни

Вопросы для обсуждения. -Что вы узнали о русском писателе И.С. Шмелеве и его романе «Лето Господне»? «Лето Господне»? -О каком празднике повествуется в главе «Егорьев день», что это за праздник? -Какова роль просторечной лексики в рассказе? -Какова роль устаревшей лексики? -Какую смысловую нагрузку несет в повествовании народная песня? повествовании народная песня? -Каково значение романа (повествования в рассказах) для сегодняшнего читателя? для сегодняшнего читателя?

В главе «Егорьев день повествуется о весеннем Егории, который праздновали 6 мая. В русском земледельческом календаре говорится, что на Егория скотину выгоняли в поле. Крестьяне верили, что Егорий сам выезжает в поле на белом коне и пасет скот. «Святой Георгий (Егорий) красную коровку на красную горку пригнал».

Просторечная лексика выполняет характеризующую и оценочную функции. Через просторечную лексику выражены чувства и переживания жителей Замоскворечья: «Когда обрывалась песня, и пастух переводил дыхание, слышались голоса: слышались голоса: -Вот это ма-стер! – вот доказал-то себя… ма-стер… И откуда в нем духу столько!» духу столько!»

Устаревшая лексика используется для создания портретов персонажей и для характеристики их быта. «Под Егорьев день к нам во двор зашел парень, в лаптях, в белой вышитой рубахе, в синих портах, в кафтане внакидку и в поярковой шляпе с петушьим перышком. Оказалось – пастухов работник…»

Мотив русской песни – сквозной в романе «Лето Господне». В песне народ выражал отношение к миру, свои переживания. В рассказе «Егорьев день» есть 2 песни: одна веселая, обрядовая в честь праздника, а вторая грустная, про сиротскую долю.

Итоги урока Шмелев видит и изображает своих персонажей из глубины народной жизни. Мастер слова и образа, писатель создает незабываемые картины русского быта Х1Х столетия, русских праздников. Повествование ведется от лица и через восприятие ребенка, для которого Замоскворечье явилось счастливой колыбелью.

Домашнее задание 1.Прочитайте следующую главу «Радуница», ответьте на вопросы: -Что вы узнали о народном празднике Радуница? -Почему глава начинается изображением утра и «райского света»? -Каким показан отец Вани? -Какими цветовыми образами выражен мотив жизни и смерти в этой главе?

2.Напишите сочинение – рассуждение «Проблема сохранения культурного и духовного наследия» (Надо ли помнить о том, каким был язык наших предков, их вера и образ жизни?). Объем сочинения – не менее 200 слов. Спасибо за работу!