МОУ СОШ 71 Учитель МЕЛИКСАТЯН Л.А.
Тема урока: «Гидросфера» Цель урока: - развитие познавательных способностей учащихся -раскрытие и развитие творческих способностей -выявление ребят, интересующихся географией Оборудование: - физическая карта полушарий -атласы на столах -конверты с заданиями -карточки с вопросами
ХОД УРОКА 1.Вступительное слово учителя. Ребята! Изучая водную оболочку нашей планеты, вы узнали, что вода повсюду. Она в нас и вокруг нас: в океанах, морях, реках, озерах, в дожде, в ледниках, в питье, и в пище. Вода вылепила лицо нашей планеты. Вся земная жизнь рождена водой и не может существовать без нее. Мы - дети воды. Воде,- сказал великий Леонардо- была дана власть стать соком жизни на Земле. Вода- самый подлинный и удивительный минерал и наилучший растворитель. Но вы также узнали, что запасы пресной воды распределены неравномерно. Например, г. Лима, столица Перу не имеет пресноводных источников. Там почти нет дождей! (48мм в год). В этом городе люди не знают, что такое зонтик, в отличие от Лондона. Пресную воду приходится подводить с другой стороны Кордильер, несмотря на то, что город стоит на берегу океана. Ребята! Изучая водную оболочку нашей планеты, вы узнали, что вода повсюду. Она в нас и вокруг нас: в океанах, морях, реках, озерах, в дожде, в ледниках, в питье, и в пище. Вода вылепила лицо нашей планеты. Вся земная жизнь рождена водой и не может существовать без нее. Мы - дети воды. Воде,- сказал великий Леонардо- была дана власть стать соком жизни на Земле. Вода- самый подлинный и удивительный минерал и наилучший растворитель. Но вы также узнали, что запасы пресной воды распределены неравномерно. Например, г. Лима, столица Перу не имеет пресноводных источников. Там почти нет дождей! (48мм в год). В этом городе люди не знают, что такое зонтик, в отличие от Лондона. Пресную воду приходится подводить с другой стороны Кордильер, несмотря на то, что город стоит на берегу океана.
А сейчас мы приступаем к викторине. Для проведения игры мы выбираем счетную комиссию в составе 2-х человек. После каждого полного ответа на поставленный вопрос ученик получает карточку. Функции счетной комиссии заключаются в том, чтобы вести учет полученных карточек учеником и подвести итоги. А сейчас мы приступаем к викторине. Для проведения игры мы выбираем счетную комиссию в составе 2-х человек. После каждого полного ответа на поставленный вопрос ученик получает карточку. Функции счетной комиссии заключаются в том, чтобы вести учет полученных карточек учеником и подвести итоги.
2.Вопросы викторины: 1.Из каких океанов состоит Мировой океан? 2.Самый большой океан по площади? 3.Самый холодный и самый маленький океан? 4.Чем отличается внутреннее море от окраинного? 5.Самое большое море? 6.Какое море не имеет берегов? 7.Что такое залив? 8.Самый большой в мире залив? 9.Что такое материк? 10.Чем материк отличается от острова? 11.Самый большой остров? 12.Самый большой остров нашей страны? 13.Чем остров отличатся от полуострова? 14.Самый большой полуостров?
15. Самый широкий пролив в мире? 16. Самое соленое море? 17. Что такое цунами ? Район их образования. 18. Причина образования течений? 19. Самое мощное океаническое течение? 20. Самое теплое течение? 21. Кто первым погрузился на дно Марианской впадины? 22. Что такое минеральные источники? 23. Имеются ли минеральные источники на территории нашего края? 24. Самый высокий водопад мира? 25. Самая длинная река мира? 26. Чем озеро отличается от водохранилища? 27. Самое глубокое озеро мира? 28. Какие бывают озера по типу озерных котловин? 29. Чем каналы отличаются от рек? 30. Для чего строят каналы?
3.Пока счетная комиссия подводит итоги, ученики за первыми партами получают работу по карточкам, а учитель опрашивает двух учеников для назначения их консультантами на уроке. Вопросы первому ученику: Вопросы первому ученику: 1. В каком океане больше всего островов вулканического происхождения? 2. Почему Северный Ледовитый океан менее соленый? 3. Самая высокая приливная волна? 4. Чем объясняется горько-соленый вкус морской воды? 5. Показать где находится устье реки Нил?
Вопросы второму ученику: 1. Показать, где находится исток реки Волги? 2. Самый большой ледник России? 3. Чем отличается озеро Байкал от Каспийского озера? 4. Самая длинная река Краснодарского края? 5. Объясни поговорку: «Река Ока – Волги правая рука». Что вы назовете левой рукой?
4. Счетная комиссия объявляет итог игры, подсчитав количество баллов учеников, учителем объявляются оценки и выставляются в журнале. 5. Приглашаются 3 ученика для участия в играх «Почта» и «Собрать карту». Двое из них получают конверты с различными названиями объектов (материки, острова, полуострова, реки, озера, заливы, проливы). Задание: разместить объекты по материкам и отправить по почте. Задание: разместить объекты по материкам и отправить по почте.
Третий ученик должен собрать из различных частей карты отдельных материков ( это задание проверяет один из консультантов и оценивает). 6. Игра со звездочками: Приглашаются 3 ученика, получают задания по пяти звездочкам. Количество баллов зависит от скорости ответов (это задание проверяет и оценивает второй консультант) Приглашаются 3 ученика, получают задания по пяти звездочкам. Количество баллов зависит от скорости ответов (это задание проверяет и оценивает второй консультант) 7. Ученики получают задание на доске: К написанным словам на доске подготовить вопросы: К написанным словам на доске подготовить вопросы: 1. Панамский канал 2. Суэцкий канал 3. Берингов пролив 4. Гибралтарский пролив
8.Пока класс работает над заданием 7, консультанты проверяют и оценивают работы учащихся, выполнивших работу по карточкам за первыми партами. 9. Заключительная часть урока, т.е. выслушать вопросы к ответам по заданию 7.