Проблематизация на уроке музыки как средство активизации работы учащихся Авторы: Перерва Ольга Борисовна учитель музыки МОУ «СОШ 81»; Реброва Елена Анатолиевна учитель музыки МОУ «Лицей 29», город Омск
Тема урока: Преобразующая сила музыки «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» (………….)
Задание: Послушайте произведение и исходя из интонационных особенностей музыки, определите, композитору какой страны оно принадлежит?
Пётр Ильич Чайковский «6 симфония »симфония 1 часть
Задание: Подумайте, как композитор в звуках выражает «жизнь души»?
Задание: Кому из людей, представленных на фотографиях, может эта музыка «принести подпору и утешение»?
Вывод: Музыка – это язык чувств, который понятен людям разных национальностей, возрастов. «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» (П.И.Чайковский)
Задание: Вспомните, как называется песня и может ли она помочь человеку в трудную минуту?
«Дорога Добра» Слова Ю.Энтина Музыка М.Минкова 1. Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом. Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! 2. Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра. Но если с другом худо - Не уповай на чудо. Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! 3. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь - Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! «Дорога Добра» Слова Ю.Энтина Музыка М.Минкова 1. Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом. Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! 2. Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра. Но если с другом худо - Не уповай на чудо. Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! 3. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь - Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Задание: Какое высказывание раскрывает идею нашего урока и помогает подвести итог совместной работы? Обоснуй свой выбор. «Русская песня – это русская история». М.Горький «Кто начинает понимать музыку, тот поймёт и людскую душу». Н. Лысенко «Жизнь коротка, а искусство вечно». Гиппократ «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека». Лютер
Домашнее задание: Прослушайте 1 часть «6 симфонии» П.И.Чайковского, подберите цветовую палитру и стихи, созвучные этой музыке.
Подсказка: 1.Этот великий композитор первоначально получил юридическое образование. 2.В 1859 г. окончил Петербургское училище правоведения с чином титулярного советника. 3.Служил в департаменте министерства юстиции. 4.«Чин следовал ему – он службу вдруг оставил». В 1862 г. в Петербурге открывается консерватория, и надворный советник в возрасте 22 лет поступает в консерваторию. 5.Кроме других произведений, он написал 3 балета и 10 опер. КТО ЖЕ ЭТО?
Симфония (от греч. – созвучие) – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Обычно состоит из четырёх контрастных частей.
Русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Автор более 80 сочинений, в том числе 10 опер, 3-х балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, шесть симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)