Воспитание БЕЗОПАСНОСТИ РАЗУМА человека
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ- СПАСЕНИЕ - ПОМОЩЬ» ВОТ ОСНОВНОЙ ДЕВИЗ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ, КОТОРАЯ ВСЕГДА ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ, ПОПАВШИМ В БЕДУ. ЧТОБЫ СПАСТИСЬ И ВЫЖИТЬ - НУЖНЫ ЗНАНИЯ ! Министр Российской Федерации по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Сергей ШОЙГУ
Воспитание детей это воспитание себя! Наших детей воспитывают не родительские нотации, не детский сад, школа институт. Наших детей воспитывает образ жизни: наш образ жизни, образ жизни общества в целом. И чтобы не говорилось родителями, учителями в школе или ином просветительном учреждении, какие мудрые системы воспитания не применялись, дети будут следовать сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей. Следовательно, воспитание детей всецело зависит от собственного миропонимания, от собственного миропонимания, от того, как живешь ты сам, твои родители и общество.
Интеграция обучения Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 14 п. 2 - «содержание образования должно обеспечивать… формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний… картины мира; формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества». Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории и экологии в единый смысловой блок, объясняющий ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться, т.е. ребенок должен иметь систему знаний, интегрированных с естественно-научными и гуманитарными знаниями в сферу жизненных ценностей человека для формирования ноосферного мировоззрения и ликвидации неграмотности в области обеспечения безопасности. Не ОБЖ, как часть химии, физики и т.д. а физика, химия и т.д., как часть ОБЖ.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Принципы:междисциплинарность,действенностьПодходы:холистичность, гуманизация обучения, групповая + индивидуальная работа Беседы, диалог, дискуссия Тренинги, практические занятия, Игры, групповые дискуссии, упражнения МОДУЛЬ 1 МОДУЛЬ 2 Естественно- научные знания Гуманитарные знания Знания по ОБЖ Решение проблем Организационные навыки
Научить мыслить Знания учащихся должны быть: полными; - полными; - правильными; - глубокими; - абстрактными; - конкретными; - обобщенными; - дифференцированными; - системными; - гибкими. Понимая принцип выполнения правил и действий (почему именно так, а не иначе), человек сможет найти выход из любой ситуации, если сделает анализ имеющихся исходных и необходимые выводы. Значит главная задача преподавателя научить учеников мыслить.
Научить быть самостоятельным Выживание – активная, целеустремленная деятельность направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности не только в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в повседневной жизни. Чрезвычайная ситуация по-своему уникальна и решение о возможном варианте действий, придется принимать самостоятельно. Самостоятельность следует поощрять, как и прочие успехи.
Создавать позитивный настрой Ключевое слово здесь - "хороший". Установка сознания на "можно" создает позитивный настрой у человека, ученика, не связывают ему руки, и разрешают действовать и творить. Задача учителя - дать нужное направление ученику, и пусть он самостоятельно идет по жизни.
Воплощение теории в практику Практическая направленность курса ОБЖ есть АЛЬФА и ОМЕГА жизни. Альфа, так как идет впереди по праву «жизненной важности», и ОМЕГА, потому что объединяет знания всех других предметов. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Никакой другой предмет не пропитан так сильно «практическим духом», как ОБЖ. Ученик должен владеть практическими знаниями: - оказания первой медицинской помощи; - пользования компасом и картой и уметь ориентироваться без них; - пользоваться индивидуальными средствами защиты и огнетушителями; - грамотно действовать в любых ЧС природного и техногенного характера. Первыми помощниками, в овладении практическими знаниями, должны стать родители учащихся, так как отношение к безопасности формируется не только в школе, но и в семье.
Применение компьютерных технологий на уроках ОБЖ позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к использованию различных способов подачи учебного материала, предусматривает разнообразные приемы и методы в обучении. Применение современных технологий
Вам предлагается фрагмент урока – повторения в 8 классе «Пожары и взрывы».
Пожары и взрывы Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве. Общие сведения о пожаре. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника. Тема урока: Учебные вопросы:
Оцените обстановку, убедитесь в наличии опасности Сообщите в пожарную охрану Идите в сторону Противоположную пожару Двигайтесь в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу Если вы решили спасаться через задымленный коридор Накройтесь мокрой тканью Закройте голову Тканью, одеждой Двигайся пригнувшись или ползком Если на вас надвигается огненный вал Не мешкая падайте Не дышите Закройте голову Тканью, одеждой В случае возникновения пожара в помещении
В любых обстоятельствах сохраняйте выдержку и хладнокровие. Своим поведением успокойте окружающих, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в наличии опасности Сообщите в пожарную охрану по телефону или используйте пожарную сигнализацию Помогайте тем кто от страха не может двигаться, ведите за руку Двигайтесь к ближайшему выходу, пропуская вперед детей, женщин Попытайтесь задержать обезумевших людей, паникеров Выбравшись из толпы, окажите помощь пострадавшим от паники Если отсутствует видимость (задымление, погасло освещение): Дышите через носовой платок, рукав одежды При движении держитесь за двери, поручни Ведите детей впереди себя, держите их за плечи Паника (безотчетный страх) – это психологи- ческое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охва- тывающего человека или множество людей, которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуции.
Воспитание культуры безопасности Безопасность П р о ц е с с в о с п и т а н и я Безопасность умственного воспитания Безопасность физического воспитания Безопасность трудового воспитания Безопасность нравственного воспитания Безопасность экологического воспитания Безопасность эстетического воспитания Воспитание культуры безопасности достигается через: – Методы убеждающей речи – Наглядные методы, – Методы приобретения опыта путем целенаправленных заданий – Методы анализа возможных прогностических идей и решений.
Жизнь диктует необходимость подготовки и воспитания безопасности разума посредством дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности".