Урок по природоведению Учитель : А. М. Лисинская Учитель биологии Общий педагогический стаж : 28 лет Высшая квалификационная категория Методическая тема : « Индивидуализация и социализация учащихся в период школы на профильное обучение ». Учебная задача : Создание условий для развития ученика и получение им необходимой информации по предмету. Воспитательная задача : Помочь ребёнку реализовать себя.
Тема урока: Гидросфера и её части. Учебная задача : Узнать, что такое гидросфера и изучить её состав. Цели урока : Образовательная : учащиеся устанавливают, что гидросфера – это водная оболочка Земли и она включает в себя основные части : Мировой океан, воды суши, воды атмосферы, подземные воды, ледники ; определяют расположение водных объектов по карте. Развивающая : --- учащиеся описывают основные свойства воды ; --- выявляют, какие воды образуют гидросферу и где сосредоточена данная вода ; --- определяют положения водоёмов на физической карте мира и наносят их на контурную карту. Воспитательная : учащиеся убеждаются в том, что : вода находится везде и играет важную роль в природе и жизни человека ; пресной воды на Земле всего 2% и нужно бережно относиться к воде ; таянье ледников грозит глобальной катастрофой.
Французский писатель, лётчик Антуан де Сент – Экзюпери. Французский писатель, лётчик Антуан де Сент – Экзюпери. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете.
Свойства воды Вода прозрачная, бесцветная, без запаха находится в трёх состояниях, обладает весом, плохо сжимается, является растворителем, хорошо проводит тепло
Составные части гидросферы Воды гидросферы Мировой океан (моря, океаны) 95 % Воды суши (реки, озёра, болота) 0,02 % Ледники 2 % Подземные воды 2 % Воды атмосферы
Воды Мирового океана Океаны: Атлантический,Тихий, Индийский, Северный Ледовитый Моря: Чёрное, Средиземное, Красное, Аравийское, Охотское, Балтийское, Карибское, Лаптевых,
Ледники Значительная часть пресной воды суши запасена в покровных и горных ледниках. Ледники покрывают материк Антарктиду и остров Гренландию. Сползая в океан, покровные ледники дают начало айсбергам. Айсберги – это гигантские плавающие ледяные горы. Горные ледники при таянии образуют реки. Самый большой горный ледник – Федченко, находящий на Памире.
Крупнейшие реки Северная Америка – Миссисипи Южная Америка – Амазонка Африка – Нил Австралия – Муррей Евразия – Волга, Янцзы, Енисей, Лена, Обь.
Использование воды Человек использует пресную воду для бытовых и хозяйственных нужд. Вода идёт на орошение полей. Реки – дешёвые транспортные пути. Вода приводит в движение турбины электростанций. Водоёмы суши – среда обитания водных организмов, многие из которых являются промысловыми.
Охрана пресных вод Печальным последствием хозяйственной деятельности человека явилось уменьшение запасов пресной воды, загрязнение водоёмов, истощение запасов подземных вод. Причины загрязнения – сброс неочищенных стоков промышленности, чрезмерное использование удобрения и ядохимикатов, сброс в водоёмы подогретой воды. Опасность водного голода ставит нас перед необходимостью заботиться о благополучии водоёмов.
Круговорот воды