Использование гендерного подхода в образовательном процессе на примере изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Модель структуры личности по И.П.Иванову. СФР ЗУНСУДСУМСЭНСДПСТВ ЗУН – сфера знаний, умений, навыков СУД – сфера умственных действий СУМ – самоуправляющий механизм личности СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств личности СДП – сфера действенно- -практических качеств СТВ – сфера творческих качеств СФР – сфера физического развития
Доминирующие характеристики учебной деятельности мальчиков: репродуктивность систематичность рациональность понятийность девочек: креативность эвристичность образность эмоциональность
Типы восприятия текста литературного произведения (Расул Сабиров) Маскулинное восприятие: 1. Книга – отражение жизни многих людей 2. Чтение умом 3. Чтение – следование авторской мысли 4. Толкование текста однозначное Феминное восприятие: 1. Книга – всего лишь жизнь читателя 2. Чтение чувствами 3. Чтение – замена автора читателем 4. Толкование текста вариативное
Гендерный подход в использовании педагогических технологий заключается: в выявлении педагогом в педагогических технологиях гендерного потенциала, т.е. возможность развивать с их помощью гендерные качества учащихся; в выявлении гендерных проблем учащихся, проявляющихся в учебной деятельности, путем педагогического наблюдения; в индивидуальном подборе для учащихся заданий с учетом выявленных гендерных проблем.
Гендерный подход как педагогическая технология 1. По философской основе – это природосообразная технология 2. По ведущему фактору развития – биогенная 3. По научной концепции освоения опыта – бихевиористская 4. По организационным формам – дифференцированная 5. По доминирующему методу – развивающая 6. по подходу к ребенку и воспитательной ориентации – личностно ориентированная
Группы вопросов (В.С.Безрукова) аналитические синтезические системные абстрактные классификаторные обобщающие конкретизирующие интегрирующие моделирующие и другие
«Гендерная» цель литературного образования Развитие природных способностей учеников и учениц, особого эстетического (на эмоциональном и рациональном уровнях) восприятия ими литературного текста, в обучении оценивать явления литературы и окружающего мира в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями.
Жанровое своеобразие романа Для мальчиков Роман «Капитанская дочка» - это исторический роман, семейная хроника, роман- биография, роман- притча. Докажите данное утверждение. Для девочек Определите жанр романа «Капитанская дочка», аргументируйте свой ответ.
Композиция романа Для мальчиков Дайте определение эпиграфа. Докажите, что пословица «Береги честь смолоду», взятая А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа к роману, - выражает основную мысль автора (определяет кодекс поведения молодого человека, поясняет нравственный выбор Петра Гринева). Для девочек Что называется эпиграфом? Для чего они нужны. Какие эпиграфы выбирает А.С.Пушкин к своему роману и отдельным его главам и почему?
Композиция романа Для мальчиков Калмыцкая сказка (кто и кому ее рассказывает?) имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном и другом – ярком, насыщенном, но коротком. Кто изображается под видом орла, а кто – под видом ворона? Докажите свою позицию. Для девочек В связи с чем и кто из героев рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Раскройте символический смысл героев сказки?
Система образов в романе Для мальчиков В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения: «С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»; «Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий». С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно. Для девочек Каким вы представляете себе Петра Гринева. Охарактеризуйте этого героя.
Смысл названия романа Для мальчиков Маша Миронова – заглавный герой. Чистота и самоотверженность придают ее образу героический ореол. Какие поступки, которые совершает героиня, подтверждают этот тезис? Для девочек Почему роман о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»?
Сочинение Для мальчиков Гринев в Белогорской крепости. Для девочек Белогорская крепость в жизни Гринева.