УРОК-ПРАКТИКУМ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель : обобщить и систематизировать знания по указанной теме, совершенствуя навыки комплексного анализа текста. Задачи: О бразовательные: П овторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения (ОЧП); С овершенствовать умения находить ОЧП, составлять схемы предложений с ОЧ и расставлять знаки препинания при ОЧП. Р азвивающие: Р азвивать умение определять роль ОЧП в тексте; Р азвивать связную речь учащихся, используя ОЧП для придания речи точности, ясности, выразительности; Р азвивать умение делать выводы и обобщения. В оспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
ЛИ ШАН ИНЬ ЦЗАЦЗУАНЬ Лаконичные изречение цзацзуань - оригинальный вид китайской художественной литературы, остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях и поступках человека. Само слово "цзацзуань" может быть приблизительно переведено на русский язык как "разное", "смесь", "заметки о разном". В этих изречениях говорится о самых будничных вещах, настолько будничных вещах, что они не изменились тысячу с лишних лет, прошедших со времени жизни и смерти Ли Шан Иня - автора, который вошел в историю мировой поэзии благодаря этому жанру.
Приятно: С мотреть, как за окном валит снег; К огда вся семья собирается за ужином; К огда одноклассники ценят тебя за ум, терпение, доброту.
Словарный диктант (взаимопроверка) Эпиграф, анафора, разговорный, описание, научный, рассуждение, художественный, повествование, публицистический, заглавие, официально-деловой, инверсия, градация, параллельная, последовательная.
1)Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. 2)Но этого мало. 3)Он назвал всякое действие и состояние. 4)Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. 5)Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. 6)Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства.7) Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщённых идей и понятий. 8)Какое же это необъятное и неисчерпаемое море человеческая речь! С. Маршак.)
СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ТЕКСТА Абсолютное начало (АН) – 15% прочитанного текста (время, место, главные действующие лица) – 0,146 Гармонический центр (ГЦ) – 62% прочитанного текста (изменение событий, лирические отступления, «бросок» к развязке) – 0,618 Абсолютный конец (АК) – 6% от конца прочитанного текста (развязка) – 0,944. Заглавие. Эпиграф.
Вычисление сильных позиций текста АН- 0,146 * 8 (количество предложений)=1,168~1 ГЦ – 0, 618* 8=4,944~5 АК- 0,944*8= 7,552~8 Вывод: основная мысль текста заключена в 8 предложении – сильной позиции абсолютного конца.
Выписать шестое предложение, выполнить пунктуационный разбор, составить схемы. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки и искусства.
и 1) и2) 3), 4) _ _ _ ~~~~ _ _ _ ~~~~ _ _ _ ~~~~, и Ряды однородных членов предложения
Выполнить синтаксический разбор восьмого предложения: Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
Морфологический уровень существительных – 26 – 33% местоимений- 13 – 17% прилагательных – 3 – 3% глаголов % других частей речи – %
Вычисление сильных позиций текста Структурная единица – слово. АН – 0,146*60(количество слов в тексте без учета служебных частей речи =8,072~8 - вселенная. ГЦ-0,618*60= 38 -жизнь АК – 0,944*60=57 - неисчерпаемое
Вселенная, -ой, ж 1.Вся система мироздания, весь мир Вся земля, населенный мир. Всю-то я вселенную проехал, нигде милой не нашел (песня). (С.И. Ожегов «Словарь русского языка» - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008)
жизнь неисчерпаемое вселенная
Оценочный лист деятельности учащегося Тема: Однородные члены предложения Фамилия,имя учащегося _____________ Словарный диктант Предложения с обобщающими словами Беседа по содержанию текста Синтаксический уровень. Составление схем ОЧП Синтаксический уровень. Разбор 4 Морфология Лексический уровень Морфемика. Словообразование Домашнее задание. Разбор 6 Домашнее задание. Сочинение - миниатюра Общая оценка 1. Помог ли мне комплексный анализ текста в работе с ОЧП? 2. Ч то мне дает вычисление сильных позиций текста? 3. В чем я еще затрудняюсь?
Домашнее задание: 1)Выполнить орфографический разбор пятого предложения. 2)Написать сочинение-миниатюру по данному тексту.