В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П.Чехов А.П.Чехов Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы наша земля. А.П.Чехов А.П.Чехов Правда и красота…всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П.Чехов
А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах Чехова. Осуждение бездуховности, пошлости, фальши. В рассказах «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник» Цель: открыть мир А.П.Чехова, писателя и человека, понять, что было главным в его отношении к людям, к природе.
Стихотворение Ю.Левитанского о судьбе А.П.Чехова Шампанским наполнен бокал. Июльская ночь на ущербе. Прощай, Баденвейлер, ich sterbe! И допит последний глоток. Немецкий уснул городок. Подумай, какая досада! Лишь ветки вишневого сада Белеют в июльской ночи. Колеблется пламя свечи. Актриса известная плачет. Не знаю, зачем она прячет Последние слезы свои. К чему здесь сейчас соловьи! Последние слезы горючи. Шиповника стебли колючи. Крыжовника иглы остры. И будут рыдать три сестры И многие сестры иные, Немногие братья родные И множество братьев иных....Немецкий уснул городок. Но он уже скоро проснется. Его это тоже коснется, Но только потом, и не там. Зачем эти розы цветут? Как все в этом мире похоже. И на Новодевичьем тоже Такие же розы, как тут. Я тоже уеду туда, К тем розам, к березам и к вербе. Ich sterbe, Ich sterbe, Ich sterbe - И это уже навсегда.
«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл» М. Горький А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге. Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. Дом в котором родился А.П. Чехов
Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Семья Чеховых в Таганроге
Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев… Чехов – гимназист г.
В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности. А.П. Чехов в год окончания гимназии
Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.
Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник». Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник». Тексты Антона иллюстрировал Николай. А.П. Чехов с братом Николаем
Следуя традициям русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества. Следуя традициям русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества.
А.П. Чехов все более утверждается в том, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели… А.П. Чехов все более утверждается в том, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…
Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно. Дом в Кудрине. Рис. М.П. Чехова
Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный». А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин
Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие. Заковка в кандалы арестантов на Сахалине, 80-е годы
90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни. «Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой «Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов
В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей Школа, построенная Чеховым в Мелихове г.
В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился. На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года Илл. Т. Шишмаревой Илл. И. Ивашинцевой
Илл. Кукрыниксов. В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»
Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра
«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день. …Трудно говорить словами о том большом волнении, которое охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер- Чехова А.П. Чехов и О.Л. Книппер
Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья Дом Чехова в Ялте
Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу. Афиши чеховских пьес в МХТ
В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».
Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».
Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии». А.П. Чехов по возвращении из клиники
Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса, телеграммы с чувством искренней любви к писателю. Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса, телеграммы с чувством искренней любви к писателю. А.П. Чехов был тяжело болен. Чествование вышло торжественным и печальным А.П. Чехов был тяжело болен. Чествование вышло торжественным и печальным
Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова
А.П. Чехов родился: 1. в Москве 2. в Петербурге 3. в Таганроге Антон Чехов учился в гимназии, где была: 1. прекрасная обстановка, располагающая к творческой жизни 2. бессмысленная зубрежка, жестокая дисциплина 3. нормальная обстановка В семье Чеховых: 1. было двое детей 2. было много детей 3. Антон был единственным ребенком
Отец Чехова был 1. очень богатым человеком 2. крупным коммерсантом 3. мелким торговцем Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает 1. в Петербург 2. в Москву 3. в Киев Антон Чехов 1. едет с семьей 2. остается в Таганроге 3. отправляется учиться заграницу
Антон Чехов 1. прекрасно обеспечен материально 2. работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию 3. бросает гимназию, чтобы работать Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает 1. в Медицинский институт 2. в Литературный институт 3. в Московский университет на медицинский факультет Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы 1. когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении 2. во время учебы 3. после окончания гимназии
Антон Павлович подписывается 1. своим именем 2. именем своего брата 3. псевдонимом Рассказы Чехова 1. очень серьезные и грустные 2. юмористические 3. романтические Чехов написал следующие рассказы 1. «Смерть чиновника» 2. «Кавказский пленник» 3. «Капитанская дочка» 4. «Хамелеон» 5. «Толстый и тонкий»
К началу 90-х годов 1. Чехов был совсем неизвестен как писатель 2. Чехов работал только врачом 3. Чехов был известен всей читающей России Чехов в это время 1. был очень богат и здоров 2. был беден и болен 3. был вполне обеспечен материально Весной 1890-го года Чехов решил поехать 1. за границу 2. на Сахалин 3. в Петербург
Поездка была 1. развлекательной 2. очень легкой и беззаботной 3. очень тяжелой Во время поездки Чехов 1. много работал 2. лечился в санатории 3. отдыхал и развлекался
Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Уважать чужую собственность; Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Воспитывать в себе эстетику; Усилием воли воспитывать в себе благородство. Чеховский нравственный кодекс жизненного бытия