Введение в курс «Общей биологии» «Самое удивительное в природе- это то, что мы можем её понять» А.Энштейн.
План: 1.Общая биология- комплексная наука об общих закономерностях живой природы. 2.Общие признаки живого. 3.Уровни организации живой природы. 4.Роль биологических знаний в жизни современного общества.
Задачи: 1.Познакомиться с Общей биологией как комплексной наукой, понять необходимость биологических знаний в жизни современного человека; 2.Приобрести навыки работы с модулем; прослушивать лекцию, вступать в диалог, вести краткие записи в тетради. 3.Освоить умения применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений и объектов живой природы, оценивать результаты своей деятельности.
Предмет- «Общая биология» «Биология»- наука о жизни( греч. bios- жизнь; logos- наука). Термин «биология» был введен в науку французским учёным Ж.Б.Ламарком в 1802г.
Общая биология Ботаника Зоология Микробиология Микология Вирусология Биохимия Цитология Гистология Анатомия Физиология Генетика Экология Эволюционное учение Биогеография Палеонтология - комплексная наука об общих закономерностях живых организмов.
Признаки живых организмов Обмен веществ Самовоспроизведение Рост и развитие Раздражимость Приспособленность к среде УпорядоченностьЕдинство химического состава Дискретность
Обмен веществ- Это совокупность химических реакций, обеспечивающих поступление в организм из внешней среды химических веществ и энергии, их превращение, использование в процессах жизнедеятельности и выведение продуктов распада из организма. о2о2 со 2 н 2 о, минераль ные соли Органичес- кие вещества Продукты распада Пластичес- кий и энергетичес- кий обмен
Самовоспроизведение- Способность живых организмов к увеличению численности особей данного вида. Наследственность-способность организмов передавать признаки и свойства потомству. Изменчивость- способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
Рост и развитие Рост- увеличение массы и линейных размеров особи и её отдельных органов за счёт приращения размеров и числа клеток. Развитие- необратимый, закономерно направлен- ный процесс тесно взаимосвязанных количест- венных и качественных изме- нений с момента рождения до смерти. Развитие Индивидуальное (онтогенез) Историческое (филогенез) Прямое Непрямое
Раздражимость- это специфические проявления организмов на изменения окружающей среды, их определенные ответные реакции.
Приспособленность к окружающей среде Адаптации- совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей каждого вида и специфичности образа жизни организмов, выработавшихся в процессе эволюции, обеспечивающие приспособленность организмов к существованию в определенных условиях среды. Ритмичность- изменение процессов жизнедеятельности в зависимости от суточной и сезонной динамики изменений погодно- климатических условий на Земле.
Дискретность- лат.diskretus- разделенный, прерывистый, обособленный.
Единство химического состава
Упорядоченность( саморегуляция)- Способность организмов поддерживать физические и химические параметры внутренней среды и процессы жизнедеятельности на определенном уровне.
Уровни организации жизни: Молекулярный Клеточный Организменный Популяционно- видовой Биогеоценотический Биосферный
Значение биологических знаний БИОЛОГИЯ Медицина Охрана природы Селекция Медицинская генетика ХирургияЛёгкая промышленность Экология Лечение болезней Сельское хозяйство
«Что вы не понимаете, то не принадлежит вам.» И.Гёте
Вопрос 1 Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический. 1.молекулярный; 2.клеточный; 3.организменный; 4.популяционно-видовой; 5.биогеоценотический; 6.биосферный.
Вопрос 2 Строение и функции органоидов клетки изучает наука: а.генетика; б.цитология; в.физиология; г.селекция.
Вопрос 3 О каком уровне организации живой природы идёт речь при упоминании о берёзовой роще а.организменном; б.молекулярном; в.биогеоценотическом; г.биосферном.
Вопрос 4 Специфичное проявление организмов на изменения окружающей среды: а.адаптация; б.раздражимость; в.энергозависимость; г.дискретность.
Вопрос 5 Рыбы имеют обтекаемую форму тела, у птиц полые кости и тело покрыто перьями, на задних конечностях лягушки между пальцами развиты перепонки. О каком свойстве организмов идёт речь: а.развитии; б.дискретности; в.раздражимости; г.адаптации.
Вопрос 6 Соцветие подсолнечника в течение светового дня поворачиваются вместе с солнцем с востока на запад. О каком свойстве идёт речь: а.раздражимости; б.обмене веществ; в.росте; г.развитии.
Вопрос 7 В течение жизни в организме и в поведении волка происходят изменения: он увеличивается в размерах, учится охотиться на животных и т.д.. О каком свойстве идёт речь: а.росте; б.индивидуальном развитии; в.историческом развитии; г.раздражимости.
Вопрос 8 Изучением молекулярного уровня занимается: а.микробиология; б.биохимия; в.цитология; г.экология.
Домашнее задание 1.§1-3 2.Уметь давать характеристику свойств живых организмов и уровней организации живой природы. 3.Подготовить сообщения о роли биологических знаний в жизни современного общества. 4.Вспомнить о методах изучения биологии, привести примеры.