ПОДГОТОВКА К ЕГЭ РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ по алгоритму (часть С)
ТЕКСТ Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше. Ты читал «Тома Сойера»? Нет. А «Вия»? Нет. Счастливый, - вздохнул с завистью старший. И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Все это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги. По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг - он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год - разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день - открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор: «Войну и мир» читал? Смотрел в кино. А «Белые ночи»? Тоже. Не понравилось. «Дама с собачкой» лучше. Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неинтересной. (По С. Михалкову)
Алгоритм работы над сочинением 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ИСХОДНОГО ТЕКСТА 2. КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА 3. ПОЗИЦИЯ АВТОРА 4.СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ 5. АРГУМЕНТ ИЗ ЖИЗНИ 6. АРГУМЕНТЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Автором проблема может быть: Поставлена Изложена Рассмотрена Выдвинута Затронута Поднята Сформулирована Исследована Проанализирована
Основная проблема – это та, Которая стала объектом раздумий автора Над которой он в основном размышляет К которой он неоднократно возвращается По которой отчетливо заявлена авторская позиция
Оценочные слова : С удовольствием прочитал… Нельзя остаться равнодушным … К сожалению, … К немалому удивлению, узнал, что … Разделяя позицию автора, хочу сказать, что … Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение. Возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) Интересно то, как автор … и т.п. Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной
Аргументами также являются Ссылки на передачи телевидения, радио. Кинофильмы Имена исторических деятелей Ссылки на художественные произведения Свидетельства очевидцев, названия событий, цитаты, даты, различные факты Собственные наблюдения и выводы Положения официальных документов Народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п. Примеры из жизни окружающих
Авторская позиция может быть выражена: А)Четко, прямо, непосредственно: В названии текста В отдельных предложениях текста. Через ряд документов
Б) Через моральный план текста: Риторические вопросы Риторические восклицания Порядок слов Лексические повторы Оценочную лексику Моральные слова и частицы Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений
В комментариях не должно быть: Пересказа исходного текста или любой его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста Комментариев о действиях героев текста Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем !
А1 Определить, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие 1 Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С. Есенин) 2 Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин) 3 Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь) 4 Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо… (Н. Гумилев) А. Метонимия Б. Эпитет В. Метафора Г. Сравнение Д. Синекдоха ИВС изобразительно-выразительные средства языка
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать сочинение объемом не менее 150 слов, используя предложенный алгоритм