Религии мира
Христианство Вера в Христа как в Богочеловека и Спасителя. Возникло в 1 в. н.э. среди евреев Палестины 1054г.- раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм. 16 в. – новая ветвь христианства – протестантизм. Общее число христиан около 1 млрд. человек. На Руси распространилось под влиянием Византии с 10 века. Получило распространение по всему миру: Россия, Европа, Южная и Северная Америка. Центральная идея -.идея греховности человека как причина всех его несчастий. Избавление от грехов – путём молитвы и покаяния. Заповеди: - любовь к Богу, к ближнему своеиу, в том числе и к своему врагу; - да не будет у тебя других богов перед ликом моим; - не произноси имя Господа всуе; - не сотвори себе кумира; -почитай отца твоего и мать твою; -не убий; - не укради; -не желай дома ближнего своего…, ничего, что есть у ближнего твоего.
Буддизм Возник в середине 6 в. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама ( Шакьямуни) – Будда (Просветлённый). Распространён в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в средней Азии и в Сибири Численность верующих – более миллиарда человек. Основные направления – хинаяна и махаяна. Использование принципа перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). 4 основные истины вероучения Будды: - жизнь есть страдание, причиной которого является привязанность к жизни; человек должен освободиться от желаний; - обрести просветление, значит обрести полную внутреннюю свободу, освободиться от пут жизни и смерти; - освобождение обретается в нирване, просветление и нирвана достигаются ценой собственных усилий; - уход в монастырь; - обет монахов: не убивай, не воруй, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй. Для тех, кто посвящал религии всю жизнь, ещё 5 дополнительных обетов: не петь, не танцевать, не спать на удобных постелях, не есть в неположенное время, не заниматься стяжательством.
ислам Возник в Аравии в 7 веке. Возник в Аравии в 7 веке. Основатель – Мухаммед. Основатель – Мухаммед. Распространён на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки. Распространён на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки. Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Главные принципы ислама изложены в Коране. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы: поклонение единому Богу – всемогущему Богу- Аллаху и почитание Мухаммеда как пророка – посланника Аллаха. Основные догматы: поклонение единому Богу – всемогущему Богу- Аллаху и почитание Мухаммеда как пророка – посланника Аллаха. Главная идея – покорность, вера в божественное предопределение. Главная идея – покорность, вера в божественное предопределение. Предусматривает веру мусульман в бессмертие души и загробную жизнь Предусматривает веру мусульман в бессмертие души и загробную жизнь Основные обязанности приверженцев ислама: Основные обязанности приверженцев ислама: - произнесение вслух основного положения веры: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед – посланник Аллаха»; - произнесение вслух основного положения веры: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед – посланник Аллаха»; - ежедневная пятикратная молитва – намаз; - ежедневная пятикратная молитва – намаз; - соблюдение поста в месяц рамазан; - соблюдение поста в месяц рамазан; - обязательная уплата налога ( первоначально – добровольная милостыня во имя Аллаха); - обязательная уплата налога ( первоначально – добровольная милостыня во имя Аллаха); - паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы раз в жизни. - паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы раз в жизни.
Национальные религии
Иудаизм Наиболее ранняя монотеистическая религия, распространена, в основоном, среди евреев. Наиболее ранняя монотеистическая религия, распространена, в основоном, среди евреев. Возник в 1 тысячелетии до н. э. в Палестине. Возник в 1 тысячелетии до н. э. в Палестине. Число последователей - около 18 млн. человек. Число последователей - около 18 млн. человек. Вера в Яхве – единого Бога, творца и властелина вселенной, бессмертие души. Загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. Вера в Яхве – единого Бога, творца и властелина вселенной, бессмертие души. Загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. Идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения, народ – мессия, призванный осуществить особую миссию с целью установления на Земле царства благоденствия, мира и справедливости. Идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения, народ – мессия, призванный осуществить особую миссию с целью установления на Земле царства благоденствия, мира и справедливости. Вера в пришествие Божественного Спасителя. Вера в пришествие Божественного Спасителя. Семь общечеловеческих законов («Законы сыновей Ноя»): Семь общечеловеческих законов («Законы сыновей Ноя»): - не поклоняться идолам; - не поклоняться идолам; - не богохульствовать; - не богохульствовать; - не проливать крови; - не проливать крови; - не воровать; - не воровать; - не развратничать; - не развратничать; - не проявлять жестокости к животным; - не проявлять жестокости к животным; - не нарушать справедливости и равенства людей передземными, гражданскими законами. - не нарушать справедливости и равенства людей передземными, гражданскими законами.
Индуизм Возник в конце 2 тыс. – первой половине 1 тыс. до н. э. на п –ове Индостан. Возник в конце 2 тыс. – первой половине 1 тыс. до н. э. на п –ове Индостан. Сформировался и бытует в Южной Азии: Индии, Непале, Шри – Ланке, Бангладеш; отчасти распространён в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других регионах. Сформировался и бытует в Южной Азии: Индии, Непале, Шри – Ланке, Бангладеш; отчасти распространён в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других регионах. Огромное число богов, но нет единого для всех бога; нет основателя религии или пророка. Огромное число богов, но нет единого для всех бога; нет основателя религии или пророка. Есть множество осноположников отдельных учений и сильно развитый культ духовного наставничества. Есть множество осноположников отдельных учений и сильно развитый культ духовного наставничества. Нет единого Священного Писания, но авторитет признаваемых каждым направлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок. Нет единого Священного Писания, но авторитет признаваемых каждым направлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок. Мир представляет универсальный космический порядок, который властвует над всеми и ему подчиняются боги. Мир представляет универсальный космический порядок, который властвует над всеми и ему подчиняются боги. Вечный порядок вещей – кастовый строй; принадлежность человека к касте – проявление неотвратимой необходимости. Вечный порядок вещей – кастовый строй; принадлежность человека к касте – проявление неотвратимой необходимости. Конечная цель – нирвана, когда снимаются все мирские различия. Конечная цель – нирвана, когда снимаются все мирские различия. Четыре периода в жизни индуса: ученичество, главенство в семье, отшельничество, аскеза и отрешение от земного. Четыре периода в жизни индуса: ученичество, главенство в семье, отшельничество, аскеза и отрешение от земного. Центральное место – теория перерождения или доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Центральное место – теория перерождения или доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма).
Конфуцианство Возникло в 6 – 5 веке до н. э. в Китае и связано с именем философа Конфуция. Возникло в 6 – 5 веке до н. э. в Китае и связано с именем философа Конфуция. В основе учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим. В основе учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим. Важный элемент учения – представление о том, что все человеческие отношения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определённым и традиционно выверенным нормам поведения. Важный элемент учения – представление о том, что все человеческие отношения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определённым и традиционно выверенным нормам поведения. Почитание умерших предков, культ Земли, почитание верховного божества Шан – ди, впоследствии Неба как высшей божественной силы, определяющей судьбу всего живого на Земле. Почитание умерших предков, культ Земли, почитание верховного божества Шан – ди, впоследствии Неба как высшей божественной силы, определяющей судьбу всего живого на Земле. Смысл жизни в установлении и поддержании правильных отношений человека с Небом, стремление вписаться в божественный миропорядок, не нарушить гармонию природы. Смысл жизни в установлении и поддержании правильных отношений человека с Небом, стремление вписаться в божественный миропорядок, не нарушить гармонию природы. Этика конфуцианства – пять основных качеств, присущих благородному мужу: чувственность, долг, знания, чувство меры и доверия. Этика конфуцианства – пять основных качеств, присущих благородному мужу: чувственность, долг, знания, чувство меры и доверия. Идея социальной гармонии. Идея социальной гармонии. Учение о «сяо» - сыновней почтительности. Учение о «сяо» - сыновней почтительности.
Даосизм Возник в середине 1 тыс. до н. э. в Китае на основе верований шаманского характера. Возник в середине 1 тыс. до н. э. в Китае на основе верований шаманского характера. Главный символ – Дао – своегл рода закон бытия, Космоса, универсальное единство мира, некий божественный Абсолют. Главный символ – Дао – своегл рода закон бытия, Космоса, универсальное единство мира, некий божественный Абсолют. Дао – первопричина всего сущего, но и его конечная цель; Дао – путь, по которому всё следует в этом мире, в том числе и великое Небо. Дао – первопричина всего сущего, но и его конечная цель; Дао – путь, по которому всё следует в этом мире, в том числе и великое Небо. Божественному пути Дао присуща сила «де» - «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Божественному пути Дао присуща сила «де» - «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Созерцательное отношение к жизни. Созерцательное отношение к жизни. Цель адептов даосизма – достижение единства с первоосновой мира – дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. Цель адептов даосизма – достижение единства с первоосновой мира – дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.
Россия верующая Россия всегда была глубоко религиозной страной. Её эмблемой испокон веков были маковки церквей. В конце 10 века по воле киевского князя Владимира на Руси было принято христианство в качестве государственной религии. Более тысячи лет на громадных российских просторах мирно уживаются десятки различных религий. Крупнейшие конфессии: Русская православная церковь, мусульманская, буддийская общины; католики, протестанты. Россия всегда была глубоко религиозной страной. Её эмблемой испокон веков были маковки церквей. В конце 10 века по воле киевского князя Владимира на Руси было принято христианство в качестве государственной религии. Более тысячи лет на громадных российских просторах мирно уживаются десятки различных религий. Крупнейшие конфессии: Русская православная церковь, мусульманская, буддийская общины; католики, протестанты. На всём протяжении свой истории христианско – православная Россия всегда демонстрировала приверженность к мирному сосуществованию различных религиозных вероисповеданий. На всём протяжении свой истории христианско – православная Россия всегда демонстрировала приверженность к мирному сосуществованию различных религиозных вероисповеданий. Первые протестанты появились на Руси в начале 16 века. Первоначально это были иностранцы: купцы, «умельцы» - специалисты в различных областях знаний и ремесла, военные наёмники и т. д. Они жили замкнутой от русского общества жизнью, образовывали религиозные общины и совершали протестантское богослужение только в своей среде. Однако со временем многие из них и их потомки укоренились в России, стали её подданными, благодаря чему протестантизм постепенно превращался из «иностранной» религии в религию части населения России, со временем включая в себя и некоторые группы коренных россиян. Первые протестанты появились на Руси в начале 16 века. Первоначально это были иностранцы: купцы, «умельцы» - специалисты в различных областях знаний и ремесла, военные наёмники и т. д. Они жили замкнутой от русского общества жизнью, образовывали религиозные общины и совершали протестантское богослужение только в своей среде. Однако со временем многие из них и их потомки укоренились в России, стали её подданными, благодаря чему протестантизм постепенно превращался из «иностранной» религии в религию части населения России, со временем включая в себя и некоторые группы коренных россиян. Основными регионами распространения ислама в России являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ и такие крупные города, как Москва, Санкт – Петербург и другие. Традиционно ислам исповедуют татары, башкиры, аварцы, кабардинцы, чеченцы, лезгины, балкары, ингуши, часть осетин. Основными регионами распространения ислама в России являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ и такие крупные города, как Москва, Санкт – Петербург и другие. Традиционно ислам исповедуют татары, башкиры, аварцы, кабардинцы, чеченцы, лезгины, балкары, ингуши, часть осетин. В пределах современной территории Российского государства последователи иудаизма появились уже в период раннего средневековья. Они шли в Россию двумя основными потоками: через Малую Азию в Северное Причерноморье и Нижнее Поволжье и через Северную Африку, Испанию и Германию в Польшу и на Украину. Количество иудеев в России возрастало по мере присоединения к ней территорий Украины, Белоруссии, Прибалтики. В пределах современной территории Российского государства последователи иудаизма появились уже в период раннего средневековья. Они шли в Россию двумя основными потоками: через Малую Азию в Северное Причерноморье и Нижнее Поволжье и через Северную Африку, Испанию и Германию в Польшу и на Украину. Количество иудеев в России возрастало по мере присоединения к ней территорий Украины, Белоруссии, Прибалтики. Одним из первых актов официального признания бурятского буддизма явился Именной Указ Елизаветы Петровны 1741 года. Буддизм в России относится к школе тибетского буддизма и долгое время назывался ламаизм. Сейчас от этого термина отходят, желая подчеркнуть общебуддийский характер направления. Одним из первых актов официального признания бурятского буддизма явился Именной Указ Елизаветы Петровны 1741 года. Буддизм в России относится к школе тибетского буддизма и долгое время назывался ламаизм. Сейчас от этого термина отходят, желая подчеркнуть общебуддийский характер направления.
Религиозная жизнь Иркутска В Иркутске проживают представители различных конфессий: православные христиане, католики, протестанты, мусульмане, буддисты. Первая православная церковь появилась в Иркутске в 1710 году. Это Спасская церковь. Население города обрело духовную обитель. К концу 18 века в городе уже было около 300 храмав и 2 монастыря: Знаменский и Воскресенский. В 1826 году в центре города появляется деревянный костёл, а в 1894 – каменный. Архитектор – Ю. Тамулевич. Архитектурный стиль – готика. Костёл был построен на деньги польских повстанцев. В настоящее время в здании костёла находится орган и действующая католическая церковь. В 19 веке в Иркутске появляются первые протестантские общины, переместившиеся в Сибирь с Запада, появляется молитвенный дом. Ныне в Иркутске действует 4 протестантских организации, строится новый храм. В Иркутске активно действует мусульманская конфессия, богослужения проходят в мечети и с каждым годом там увеличивается число молодёжи. Первым мусульманским храмом в Иркутске стала каменная соборная мечеть на Саломатовской улице, построенная в 1901 – 1902 гг. на добровольные пожертвования верующих мусульман Иркутска, а также на доходы от усадьбы, подаренной городу братьями З. и Ш. Шафигуллиными. Начало шаманизма в Прибайкалье восходит ещё к первобытным временам, когда основными средствами добывания пищи были охота, рыболовство и собирательство. В общей картине шаманизма в Центральной Азии, бурятский шаманизм выделяется высокоразвитым многобожием и сложностью обрядов.