Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина
Цель: изучение любовной лирики А.С.Пушкина; изучение любовной лирики А.С.Пушкина; раскрытие ее духовного потенциала; раскрытие ее духовного потенциала; развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся; развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся; обучение исполнительскому анализу стихотворения. обучение исполнительскому анализу стихотворения.
Так и мне узнать случилось, Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон; Что за птица Купидон; Сердце страстное пленилось; Сердце страстное пленилось; Признаюсь – и я влюблен!.. Признаюсь – и я влюблен!.. А.С.Пушкин А.С.Пушкин
Особенности любовной лирики А.С.Пушкина Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина.(Любовь – безоблачная, любовь – мечта, любовь – веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит – она - главный предмет поэзии. Традиционные образы богов: Амура и Венеры. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина.(Любовь – безоблачная, любовь – мечта, любовь – веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит – она - главный предмет поэзии. Традиционные образы богов: Амура и Венеры. Романтический образ талисмана – символ любви и верности и одновременно метафора: человек – тоже талисман.(«Храни меня, мой талисман…») Романтический образ талисмана – символ любви и верности и одновременно метафора: человек – тоже талисман.(«Храни меня, мой талисман…») Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…» Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…» Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии…» Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии…» Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов Отчизны дальной». Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов Отчизны дальной».
Стихи и элегии 1815 – 1817 годов Адресаты лирики Пушкина
«Простишь ли мне…» (1823) и др.
«Сожженное письмо»(1825) «Храни меня, мой талисман»(1825) «Все в жертву памяти твоей» (1825) «Талисман»(1827)
Анна Петровна Керн «Я помню чудное мгновенье…» (1825) и др. «Я помню чудное мгновенье…» (1825) и др.
«На холмах Грузии…» (1829) «На холмах Грузии…» (1829) «Редеет облаков летучая гряда»(1820) «Редеет облаков летучая гряда»(1820) «Погасло дневное светило» (1820) «Погасло дневное светило» (1820) «Фонтану Бахчисарайского дворца»(1824) «Фонтану Бахчисарайского дворца»(1824)
«Ее глаза» «Ее глаза» «Ты и вы» «Ты и вы» «Не пой, красавица, при мне» «Не пой, красавица, при мне» «Предчувствие» «Предчувствие» (1828 г.)
«Мадонна» (1830) «Пора, мой друг, пора!..» (1834) и другие
«Я вас любил…» Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
«К ***» Я помню чудное мгновенье Я помню чудное мгновенье Передо мной явилась ты, Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
«Мадонна» Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель- Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Вывод: Любовь, по мнению Пушкина, - источник жизни, вдохновения, источник всего сущего на земле. Любовь, по мнению Пушкина, - источник жизни, вдохновения, источник всего сущего на земле. Страдания, причиняемые любовью, он принимает как величайший дар. Страдания, причиняемые любовью, он принимает как величайший дар. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
Домашнее задание Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение из любовной лирики А.С.Пушкина; Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение из любовной лирики А.С.Пушкина; Сделать анализ одного из стихотворений. Сделать анализ одного из стихотворений.