МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ПИНГВИН» (МДОУ «Пингвин») Исследовательско- творческий проект
Актуальность проекта: Вопрос изучения своего края является наиболее актуальным. Изучение Ямала позволит расширить кругозор и с любовью относиться ко всему, что нас окружает. Расширить знания о родном крае поможет «Азбука Ямала», которая может служить учебным приложением к дисциплине, изучающей родной край. Ведущая идея: Данный проект способствует расширению представлений дошкольников о Ямале, обогащению словарного запаса.
Цель проекта: 1. Знакомство с животным и растительным миром Ямала, его коренными жителями, городами Салехардом и Лабытнанги; 2. Опираясь на опыт детей, путём наблюдений и поисковой деятельности обогатить знания о родном крае, на каждую букву алфавита найти слово по теме «Наш дом- Ямал!» и составить краткое описание. Участники проекта: 1. Воспитанники подготовительной группы МДОУ «Пингвин» Бажан Настя и Маркина Лиза; 2. Руководитель проекта: С.Н.Вашкявичене, педагог дополнительного образования.
НАШ ДОМ-ЯМАЛ! Суров мой Север лишь на первый взгляд. Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый вас увидеть будет рад И обогреть душевной теплотою!
АРКТИКА- Земли вокруг северного полюса. Полуостров Ямал- это часть арктической территории.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ Белый медведь - самый крупный наземный хищник в мире длиной до 3 метров. Спасается от холода толстым слоем подкожного жира до 10 см.
ВОЛК ПОЛЯРНЫЙ Обитает на всей территории Арктики. Чтобы выжить, волк приспособился есть любой корм, который только попадается.
ГРИБЫ- уникальные дары северной природы. В грибах много полезных веществ и витаминов.
ДЯТЕЛ- лесной доктор, питается насекомыми, а зимой- их личинками.
ЕЛЬ- вечнозеленое хвойное дерево, очищает воздух. На Новый год служит украшением нашего дома.
ЖИМОЛОСТЬ- Растение, богатое витаминами и минеральными веществами. Обладает целебными свойствами.
ЗАЯЦ- Дикое животное, имеет длинные уши и ноги, от врагов спасается бегством. Зимой – белый, а летом- серый. Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках.
КЛЮКВА- Богата витамином С, питает и лечит, кислая на вкус. Растет на болоте и морозов не боится. Из нее делают ароматный морс.
ЛАБЫТНАНГИ- красивый молодой город- наша малая Родина, «ворота» Ямала. Мы любим свой город!
МОРОШКА Есть на Севере у нас Ягода морошка. Вам понравится она – Съешьте хоть немножко!
НЕНЦЫ- коренные жители севера, кочуют по тундре, занимаются оленеводством и рыболовством.
ОЛЕНЬ- священное животное для ненцев и хантов; дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется как транспортное средство.
ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ- красивейшее природное явление. Разноцветными лучами Ты все небо обожгло. Сразу звездочки померкли, Сразу в тундре рассвело.
РЯПУШКА- ценная рыба, похожая на сельдь. Имеет маленький размер и нежную чешую.
САЛЕХАРД- столица Ямала. Город расположен на полярном круге. Красивый современный город!
ТУНДРА- красивая неповторимая природная зона, «кормилица» животных, растений и людей.
УТКА- перелетная водная птица севера, хорошо плавает и ныряет.
ФЛАГ ЯНАО- имеет цвета Российского флага- синий, белый, красный, внизу расположен орнамент- «оленьи рожки»
ХАНТЫ- малочисленные народы севера. Кочуют по тундре и занимаются оленеводством.
ЦЕЛЕБНЫЕ РАСТЕНИЯ- собирают в начале лета, когда у растений много лечебных сил; Лечат не только людей, но и животных, и птиц.
ЧУМ- Жилище коренных народов севера. Зимой покрыто двумя слоями оленьих шкур, летом- берестой. На один чум требуется около 80 шкур оленей.
ШИПОВНИК- лекарственная ягода,богата витаминами, лечит от простуды. Ароматный чай из шиповника укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и веселое настроение.
ЩУКА- санитар реки, хищная рыба. Очень крупная рыба, вырастает до 25 кг, проживает до 100 лет.
ЮРЕБЕЙ- Чудо-река, через нее проложен самый длинный мост в России. Река жизни, где любят обитать рыба и пернатая дичь.
ЯМАЛ- «край земли»- Вы на карту посмотрите И Ямал на ней найдите, Потому что здесь наш дом; Мы на Севере живём! Я хочу, чтоб край мой милый Стал еще прекрасней, Я хочу, чтоб люди жили В радости и счастье.
Участвуя в проекте, дети : - Изучили природу родного края, культуру его жителей и главные города Ямала; - Составили энциклопедию «Азбука Ямала»; - Приобрели исследовательские навыки, стали более наблюдательными; - Научились работать с книгой и выбирать главное, так как информация для нашей работы взята из разных источников, Работа над проектом дала положительные результаты: - Д ети расширили представления о своем родном крае; -Обогатили словарный запас; -Познакомились с новыми буквами алфавита; -Создали книгу «Азбука Ямала».