МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ; ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА. Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ… М. ГОРЬКИЙ
Тема урока:
Цель урока: рассмотреть сюжет и композицию произведения; дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение; Определить социально- нравственные проблемы данного произведения.
З АМЫСЕЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ : А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман Толстым; В) реальное событие, произошедшее с родственником Толстого.
К АКОВ ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ : А) очерк; Б) повесть; В) рассказ.
Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения: А) два; Б) три; В) четыре.
К АКОВ ТИП КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА : Повествование от 3 лица; Рассказ в рассказе; Последовательное авторское изложение материала.
К АК МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РАССКАЗА ? А)важность судьбы героя после бала; Б) важность утра, следующего за балом; В) особое значение сцены расправы с солдатом.
Т ЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ : А) рассказ о полковнике; Б) показ николаевской эпохи; В) повествование о любви Ивана Васильевича.
История создания рассказа Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. Как правило, одна сюжетная линия.
В рассказе выделяются следующие основные части: набалу после бала заключение 1 ВСТУПЛЕНИЕ 2 БАЛ 3 СЦЕНА НАКАЗАНИЯ 4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рассказе выделяются следующие основные части: Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика вступлениена балу после бала заключение
Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Писатель остановился на названии «После бала»: Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
21век (эпоха, в которой живёт читатель) 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая 2 (современная автору эпоха) Перекличка эпох в рассказе «После бала»
Какие события описаны в рассказе? бал у губернаторского предводителя Сцена наказания
– франц. contraste – резко выраженная противоположность.
Наблюдение над языковыми средствами На балу : бал бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный звуки Кадрили, вальсы, польки хозяева бала добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза полковник Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр,
«Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего Отечества.» Из публицистических сочинений Л.Толстого.
Экзекуция (телесное наказание) : улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка звуки Неприятная, визгливая мелодия солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказываемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепныйБал-экзекуция Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка Кадрили, вальсы, полькизвуки Неприятная, визгливая мелодия добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная хозяева бала Много чёрных людей, в чёрных мундирах, в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глазаВаренька-наказуемый Оголённый по пояс, спина его- что- то пёстрое, мокрое, красное, неестественное Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазамиполковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Доволен, счастлив, блажен, добр, Иван Васильевич Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
балулица звуки хозяева баласолдаты Вареньканаказываемый полковник Иван Васильевич Наблюдение над языковыми средствами
в системе образов в композиции рассказа в языковых средствах в описаниях контраст
Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.
«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей, часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше. Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно!» Л.Толстой.1895г
Черновой вариантОкончательный вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.» «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился»
Произведение заставляет задуматься о: А) личной ответственности человека за жизнь общества; Б) судьбе полковника; В) любви Ивана Васильевича.
Какие социально-нравственные проблемы хотел донести Л.Н. Толстой до своего читателя?
Проблемы, поднятые автором в рассказе: Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами. Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование. Проблемы чести, долга, совести.
Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?
ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР. Максим Горький ТОЛСТОЙ действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто,светло и прекрасно. В. Г. Короленко …Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного… А. П. Чехов
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь, долг, совесть в моем понимании». Тезисный план: 1.Определения понятий (словарь) 2.Связь этих понятий. 3.Примеры из литературы. 4.Примеры из собственной жизни (жизни родственников). 5.Не устарели ли эти понятия.