Учитель русского языка и литературы Климова Светлана Михайловна МОУ «Дипкунская СОШ»
2 Фразеология – наука, изучающая фразеологические обороты Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания слов, значение имеет весь фразеологизм в целом
Определить происхождение фразеологических выражений, их значение, источник За тридевять земель На мякине не проведёшь Ахиллесова пята
Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы: I группа Положа руку на сердце – откровенно очертя голову – необдуманно, безрассудно диву даваться – очень удивляться чему-либо, II группа держать камень за пазухой – таить злобу как пить дать – обязательно, наверняка зубы скалить – насмехаться, шутить III группа спустя рукава – небрежно водить за нос – обманывать во весь дух – очень быстро
10 Задание Отгадайте, какие фразеологические обороты изображены на этих шутливых рисунках, и объясните их значение
11 На тебе лица нет – побледнеть, осунуться, измениться в лице, обычно от ужаса, боли, волнения
12 Комар носа не подточит – не к чему придраться
13 Взять быка за рога - начинать действовать энергично, решительно и сразу с самого главного
14 Кот наплакал – очень мало
15 Обвести вокруг пальца – ловко, хитро обманывать
16 Повесить нос – приходить в уныние, в отчаяние, огорчаться
17 Как рыба в воде – свободно, непринуждённо, хорошо чувствовать себя где-либо
18 Знать как свои пять пальцев - знать очень хорошо, досконально, основательно
19 Вставлять палки в колёса – намеренно мешать в каком- либо деле, в осуществлении чего-либо
20 Садиться в калошу – ставить себя в неловкое, глупое, смешное положен ие
21 На воре шапка горит - кто-то случайно сам обнаруживает, выдаёт то, что больше всего хочет скрыть
22 Стереть с лица земли – жестоко расправиться с кем-либо, совсем погубить
9, 1 // 19, 6, 14, 30, 32 // 9,1, 14, 12,1, 14,10//
Домашнее задание: Выпишите из грамоты фразеологизмы, объясните их.
Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!
Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.
Задание 1. Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в несвободной. Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела. (Л. Толстой) Он смазал больное место йодом.
29 Толочь воду в ступе – заниматься чем-либо бесполезным
30 Пускать пыль в глаза – создавать ложное впечатление о себе, представлять себя лучше, чем ты есть на самом деле
31 Водить за нос – обманывать, обещать что-то и не выполнять
32 Жить как кошка с собакой – ругаться, ссориться
33 Вешать лапшу на уши - обманывать, говорить неправду
34 Как снег на голову – совершенно неожиданно, внезапно появиться
35 Биться как рыба об лёд – тщетно, безрезультатно прилагать усилия, чтобы выйти из бедственного положения
36 Как сыр в масле кататься – жить в довольстве, в достатке
Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота. I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите,что эта книга плохая. II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик. III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.
Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами. I гр. – мурашки по спине бегают. II гр. – хоть лопни. III гр. – не видеть света белого