Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. Урок-семинар в 9 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выберите из списка действующих лиц комедии « Горе от ума »: Фамусов, Хлестаков, князь Игорь, Лиза, Молчалин, Митрофан, князь Тугоуховский, Онегин, Эраст,
Advertisements

А.С. Грибоедов «Горе от ума» «Век нынешний» и «Век 2011.
А.С.Грибоедов.. Выберите из списка персонажей разных произведений только действующих лиц комедии «Горе от ума»: Фамусов, Сквозник-Дмухановский, князь.
Мои любимые афоризмы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «…О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу…» А.С.Пушкин Муниципальное.
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Тест на знание текста комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума Выполнил: Ученик 9 В класса Анищенко Михаил.
Вас ждет путешествие по страницам бессмертной книги, встреча с непревзойденным мастером жанра! Желаем удачи!
А. С. Грибоедов «Горе от ума» Подготовка к ЕГЭ по литературе.
по Грибоедову А.С. и его комедии Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа» Демидова Мария Алексеевна.
А.С. Грибоедова «Горе от ума» Бавижева Хабиба Ибрагимовна Учитель русского языка и литературы 2015 год.
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. А судьи кто? Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко?
Размышления над комедией Размышления над комедией Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума »
Моя любимая книга: А. С. Грибоедов «Горе от ума» Подготовила: ученица 10 «А» кл. Олейник Кристина.
Урок-игра по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Составитель -Дмитриева М.В., МОШИ Лицей- интернат города Балашова.
Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ УлётовскаЯ СОШ.
Работа с высказываниями русских писателей и критиков. Группа 1.
по комедии Горе от ума Тест - игра Назовите имена героев СкалозубФамусов.
Крылатые фразы в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Работа учителя русского языка и литературы : Бакаевой Л.В. Школа 581 Приморского района.
Урок-суд Победитель или побежденный Чацкий?. Урок-суд Проблемы: Проблемы: Чацкий – победитель или побежденный? Чацкий – победитель или побежденный? Проблематика.
Транксрипт:

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. Урок-семинар в 9 классе.

Выберите из списка персонажей разных произведений только действующих лиц комедии «Горе от ума»: Фамусов, Сквозник-Дмухановский, князь Игорь, Лиза, Молчалин, Митрофан, князь Тугоуховский, Онегин, Осип, Стародум, Ляпкин-Тяпкин, Загорецкий, Ленский, Петрушка, Гринёв, графиня Хрюмина, Скалозуб, Скотинин.

Вставьте нужное слово в фразу: Дома новы, но... стары. Минуй нас пуще всех печалей И... гнев, и... любовь.... часов не наблюдают. Не человек,.... Ах!... страшнее пистолета.

Характеристика героя: Уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких; Чужих и вкривь и вкось не рубит… Высказывания героя: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.

Характеристика героя. Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти – так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит. Высказывания героя: Блажен, кто верует, тепло ему на свете! И дым Отечества нам сладок и приятен!

«Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий». И. А. Гончаров

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. Опираясь на текст, сравните: возраст; происхождение; положение в обществе; общественные взгляды и идеалы; личные качества; проявление в любви…

Герой и антигерой своего времени. При подготовке учесть: время создания комедии; общественно-историческую обстановку в России первой трети 19 века; общественные взгляды самого Грибоедова; сильные и слабые стороны обоих героев; неоднозначное отношение к Чацкому его современников (например, А. С. Пушкина); симпатии современного читателя.

Кого из героев можно отнести к молодому поколению ещё? Репетилов Загорецкий Горич Скалозуб

"Век нынешний" и "век минувший" в комедии.

Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов. Исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" – война 1812 года. То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодёжи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком минувшим" в "Горе от ума".

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к богатству, к чинам отношение к службе отношение к иностранному отношение к образованию отношение к крепостному праву отношение к московским нравам и времяпрепровождению отношение к кумовству, протекции отношение к свободе суждений отношение к любви идеалы

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к богатству, к чинам Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдётся – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки вперит ум… Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Известный человек, солидный, И знаком тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал. Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы… Будь плохенький, да если наберётся Душ тысячки две родовых, – Тот и жених.

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к службе Кто служит делу, а не лицам… Служить бы рад, прислуживаться тошно. Тогда не то, Что ныне, При государыне служил Екатерине! А у меня, что дело, что не дело, Подписано, так с плеч долой. Вы повели себя исправно, Давно полковники, а служите недавно. Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к иностранному …Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?.. Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья… Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев. А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Грабители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; Дверь отперта для званых и незваных…

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к образованию А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В учёный комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Берём же побродяг, и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему, И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам! Как будто в жёны их готовим скоморохам. Ученье – вот чума, учёность – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь.

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к крепостному праву Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот ещё, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отверженных детей?! Сам погружён умом в зефирах и амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не огласил к отсрочке: Амуры и зефиры все распроданы поодиночке!!! От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; – Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина пошли подачку.

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к московским нравам и времяпрепровождению Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра буде два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Всё тот же толк и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары. А батюшка, признайтесь, что едва Где сыщется столица, как Москва… Возьмите вы от головы до пяток, На всех московских есть особый отпечаток.

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к кумовству, протекции Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелён, Для замыслов каких-то непонятных, Детёй возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве… Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить… Нет! Я перед роднёй, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Всё больше сёстрины, свояченицы детки; Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой. Как станешь представлять К крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!..

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к свободе суждений Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времён Очаковских и покоренья Крыма. В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь.

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к любви Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та? Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? тоб мыслям были всем и всем его делам Душою – вы, вам в угожденье?.. Грех не беда, молва нехороша! И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»«ВЕК МИНУВШИЙ» идеалы Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдётся – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, – Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывёт у них мечтателем! Опасным! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; Сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!.. А? Как по-вашему? По-нашему смышлён. Упал он больно, встал здорово. Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все об нём прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему!..

Как вы думаете, есть ли победившие в споре между "веком нынешним" и "веком минувшим"? Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не имеет будущего. Итак, Чацкий не герой, и вовсе не стремится им стать. Он страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я Чаадаев писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны». Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции. был П. Я Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны». Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

Чацкий Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого, Ю. Н. Тынянов писал в статье «Французские отношения Кюхельбекера». Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого, Ю. Н. Тынянов писал в статье «Французские отношения Кюхельбекера». Чацкий – Качалов. постановка МХАТА

Чацкий Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т. п. подлинные взгляды поэта. В роли Чацкого Олег Меншиков

Сделаем выводы. Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому, что он стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому, что он постиг существо и характер наиболее важных социальных противоречий своего времени. Он сам с исчерпывающей полнотой охарактеризовал своё умонастроение в двух строках: По духу времени и вкусу Он ненавидел слово «раб»... Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Его характер, мировоззрение, взгляды и вкусы сформировались под решающим воздействием самой русской действительности и в тесном, непосредственном общении с наиболее прогрессивными общественными силами эпохи. Есть основания предполагать, что Грибоедов не только идейно, но и организационно был связан с революционным подпольем своего времени и, может быть, состоял членом тайного Северного общества. Он вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме презрения и ненависти. В этом мире задавали тон люди совершенно иной психологии, иного поведения. Грибоедову среди них было явно не по себе.

А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». «Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию; уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.»