Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 58 с углублённым изучением отдельных предметов» Правописание наречий. Дефис в наречиях. (Урок-игра «Что? Где? Почему?») 7 класс Программа «Школа 2100» Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Автор: Журавлёва Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы. I категория
Критерии оценивания. 5 жетонов и более – «отлично» 4 жетона – «хорошо» 3 жетона – «удовлетворительно»
Игра «Что? Где? Почему?»
Ударцева Яна
Раскройте скобки в словах, объясните написание: (В)начале пути все было хорошо. (В)начале я с трудом разбирался в этой игре.
Правильный ответ: В начале пути. У пути есть начало. Это существительное. (Когда?) Вначале я с трудом разбирался в этой игре. Это наречие.
Змеев Михаил
Раскройте скобки в словах, объясните написание: День прошел (в)пустую. Мы вернулись (в)пустую комнату.
Правильный ответ: День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие. Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.
Куницына Юлия
Найдите наречие: Алексей завернулся в плащ, мужестве…о подавляя волнение. Объясните написание.
Правильный ответ: Мужественно образовано от прилагательного мужественный, а в суффиксе наречия пишется столько же Н, сколько в прилагательном.
Ганеева Валентина
Найдите наречия: Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво. Объясните написание.
Правильный ответ: Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление с союзом А).
Романовский Дмитрий
Найдите наречия: Тема раскрыта далеко (не)полно. Объясните написание.
Правильный ответ: Далеко не полно (есть наречие ДАЛЕКО, усиливающее отрицание).
Морозов Николай
Найдите наречие: Он чувствует себя (не)плохо. Объясните написание.
Правильный ответ: Неплохо – пишется слитно, нет отрицания, можно заменить синонимом – хорошо.
Викулин Александр
Найдите наречия: В лесу ещ… свеж… от утренней росы. Объясните написание.
Правильный ответ: Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без ударения – Е. Ещё – исключение, поэтому после шипящей пишется Ё.
Александров Павел
Найдите наречие: Угрожающ… шипит что-то серо- зеленая гадюка. Объясните написание.
Правильный ответ: Угрожающе – после шипящих на конце наречий пишем под ударением О, без ударения – Е.
Хомяков Денис
Найдите наречия: Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Объясните написание.
Правильный ответ: Cлева, справа – (в наречиях, образованных от бесприставочных прилагательных, пишется суффикс А, если добавляется приставка ИЗ, ДО, С). Слева образовано от бесприставочного прилагательного ЛЕВЫЙ, а справа образовано от бесприставочного прилагательного ПРАВЫЙ.
Буква а заставляет колебаться желудок, грудную клетку и солнечное сплетение, благотворно влияет на нервную систему. Буква о усиливает кровоснабжение сердца и сосудов. Буква е помогает избавиться от охриплости, способствует усиленному кровоснабжению горла и гортани, активизирует работу щитовидной железы. Буква ё вызывает колебания головы, головного мозга и утомленных глаз. Таким образом происходит их легкий массаж.
Физкультурная пауза. К солнцу вверх все потянулись, И друг другу улыбнулись! Вправо, влево наклонились, Другу низко поклонились! Поприветствовали дружно, А теперь работать нужно!
К солнцу вверх все потянулись, И друг другу улыбнулись! Вправо, влево наклонились, Другу низко поклонились! Поприветствовали дружно, А теперь работать нужно!
Наблюдение. 1.Кое-где, где-либо, где-то, где- нибудь; 2.По-новому, по-моему, по- прежнему; 3.По-волчьи, по-немецки, по- дружески; 4.Во-первых, во-вторых, в-шестых; 5.Чуть-чуть, мало-помалу, крепко- накрепко, еле-еле.
Тема Дефис в наречиях
Целеполагание: 1.Узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий. 2.Уметь находить наречия в тексте и писать их правильно.
Ассоциативный рисунок
Вывод: Если у человечка-наречия появляется суффикс ОМУ-ЕМУ, И то приставка ПО от гордости пишется через дефис. То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.
1.Приставка КОЕ-… 2.Суффиксы …-ТО, …-ЛИБО, …- НИБУДЬ 3.Приставка ПО-, если есть суффиксы ОМУ, ЕМУ, И, 4.Приставка В- (ВО-), если есть суффиксы ЫХ, ИХ 5.ПОВТОР слов или основ слов пишутся с наречиями через дефис
Закрепление изученного Упражнение 215 с.135 – по 2 слова из каждого ряда (проверка после написания). Те, кто работает быстрее – составить предложение или текст с наречиями.
Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина. Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма. Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности. Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего я. Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).
Раскрыть скобки в наречиях: дефис, если считаешь, что данное наречие пишется через дефис, соединение двух букв, если считаешь, что наречие пишется слитно, раздельно, если считаешь, что наречие пишется раздельно. (карандашом на листе). Графически объяснить правописание наречий.
Домашнее задание: 1)Параграф 28, упражнение 223. или 2) Письменно ответить на вопрос, используя наречия: Нужен ли в нашем городе Лесоруб?. Докажите свою точку зрения.
Спасибо за работу! В добрый путь!