Марийская вышивка
Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. В настоящее время среди населения деревни, а уж тем более города традиционная национальная марийская вышивка почти забыта. Женщины в основном вышивают крестом и гладью(русская вышивка). Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором». Традиционная марийская вышивка выполнялась по счету нитей, а не по нанесенному на ткань рисунку.Традиционная марийская вышивка выполнялась по счету нитей, а не по нанесенному на ткань рисунку.
Женщины видели разноцветье трав, лугов, восхищались узорами снежинок, голубизной весеннего неба. Поэтому многие элементы вышивки осмысливаются как явления окружающей природы. Марийская вышивка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, орнамент - все имеет определенный смысл.
Каждая линия, каждый знак - символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией - воду, вертикальной волнистой - дождь, треугольником - горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.
Деревья с раскидистыми ветвями обозначали всевозможную растительность: травы, цветы, кусты и деревья - они назывались «волосами земли». Олень и конь олицетворяли солнце, эти изображения привносили счастье и благополучие. Основной символ в вышивке - ромб, наделенный множеством значений. Это и символ солнца и огня, и символ плодородия.
Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и семью, хозяйство от злых духов, привносить счастье. Их называли оберегами и наносили на самые видные и открытые места одежды. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий.
Вышивка- «тур» на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возник орнамент - последовательное повторение отдельных узоров. По своим мотивам орнамент может быть: 1) геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; 2) растительный, составленный из стилизованных цветов, листьев, веток и т.п.; 3) зооморфный, в котором стилизованы образы зверей, птиц и насекомых; 4) антропоморфный, с изображением человеческих фигур и полуфигур.
Очень важную роль в вышивке играет колорит - сочетание цветов и их оттенков. Марийской вышивке соответствует сдержанный и изысканный колорит, определенная цветовая гамма, построенная на сочетании четырех основных цветов; красный, черный, зеленый, желтый. Подбор цветов марийской вышивки не случаен. Они передают древние, устойчивые традиции, имевшие смысловое значение. Красный и черный - ведущие цвета; зеленый, желтый - дополнительные, они оживляют холст.
Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов: красный - цвет огня, солнца (оберег); белый - означает чистоту помыслов («ош марий» - «белые марийцы»); черный - цвет земли, темные помыслы, ограничение белого света; зеленый - цвет травы, растительности, связан с символом плодородия; желтый - обозначает разум, символ печали.
Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: ленточным, ленточным, сетчатым,сетчатым, центрическим, или розеточным.центрическим, или розеточным.
ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);
Сетчатый орнамент Сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором.Сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором.
Розетка центрический, или розеточный - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
При изготовлении вышивки применяются следующие швы в сочетании: «косая стежка», «набор», «узорная дорожка». «Косая стежка» - шов, рисующий линейными параллельными стежками дорожку по лицевой и изнаночной сторонам. Этот шов выполняется размером: две нити в длину, две нити в высоту. На этой дорожке будут располагаться узоры, выполненные «набором».
Рисунок получается двусторонним.«Набор» - старинный шов, применяемый для выполнения узоров шымакшей (женский головной убор), полотенец и т.д. Рисунок получается двусторонним. «Набором» вышивается основной орнамент. Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».
«Узорная дорожка» напоминает стебельчатый шов. Она образует одну сплошную линию из отдельных стежков.