1 Что кажется вам трудным в написании сочинения? А.С.ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
2 научиться подбирать тему сочинения, составить план к теме, собрать цитатный материал, редактировать написанное. уметь устанавливать связи повести «Капитанская дочка» с исторической эпохой, характеризовать особенности композиции и роль изобразительно-выразительных средств; выражать свое отношение к прочитанному. развитие устной и письменной речи учащихся, собирание материалов для написания сочинения. Сегодня мы работаем над сочинением. Это тренировка в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждений, воплощать в записи наши мысли и наши читательские переживания. Научиться этому нелегко. Дело это тонкое и творческое, но необходимое: всем нам надо уметь размышлять, рассуждать, уметь обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутое высказывание.
3
4 Переформулируйте темы в виде вопроса. Одинаковые ли они?
5 Автор проекта: ученица 8 класса Мануйлова Валерия
6 Подумайте, к каким темам можно использовать материал, с которым вы только что познакомились?
7 Своеобразие композиции повести «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Повесть о Пугачевском восстании Семейно-бытовой роман талантливый руководитель военных действий повстанцев простой человек, казак, главные черты характера даны во взаимоотношениях с Гриневым
8
9
10 Историческое (связь произведения с историей) Сравнительное (литературные традиции) Лирическое (соотнесение темы с личным опытом) Биографическое (факты из жизни писателя, история создания повести) Какое вступление можем мы взять для нашей темы?
11 Проблемная ситуация. Работа в группах. Задание: выбрать из двух планов тот, который подходит к теме. Объяснить недостатки другого плана. Может ли один план быть составной частью другого плана?
12 1) портрет героя («наружность его показалась мне замечательна»); 3)речь Пугачева (пословицы, поговорки); калмыцкая сказка; 4) сопоставление: царь-царица, преобразование образа героя; 6) черты характера Пугачева-человека. 5) отношения героя с другими действующими лицами повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши Мироновой); 2) Пугачев – талантливый руководитель военных действий, народный герой;
13 «Однажды орел спрашивал ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, - отвечал ему ворон, - что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; Спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: - Нет, брат-ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст! Какова калмыцкая сказка? - Затейлива! – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.» В чем символическое значение этой сказки? Почему выбраны орел и ворон? Почему после разговора Пугачев и Гринев «замолчали, погрузившись... в свои размышления?» Сказка объясняет жизненную позицию самозванца: орел не может жить по законам ворона. Сказка имеет иносказательный смысл, это разговор о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. - птица мудрая, но прозаичная, земная – птица вольная, царственная, любящая высоту, простор ОРЕЛ ВОРОН
14
15 1) портрет героя («наружность его показалась мне замечательна»); 3)речь Пугачева (пословицы, поговорки); калмыцкая сказка; 4) сопоставление: царь-царица, преобразование образа героя; 6) черты характера Пугачева-человека. 5) отношения героя с другими действующими лицами повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши Мироновой); 2) Пугачев – талантливый руководитель военных действий, народный герой;
16
17 Неизвестный художник «Пугачев устрашенный» Левицкий «Портрет Екатерины Второй»
18 1) портрет героя («наружность его показалась мне замечательна»); 3)речь Пугачева (пословицы, поговорки); калмыцкая сказка; 4) сопоставление: царь-царица, преобразование образа героя; 6) черты характера Пугачева-человека. 5) отношения героя с другими действующими лицами повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши Мироновой); 2) Пугачев – талантливый руководитель военных действий, народный герой;
19
20 Задание: замените повторяющиеся слова синонимами. Пушкин рассказывает нам историю семьи Гриневых. Пушкин рассказывает о судьбе Пугачева. Пушкин показывает, что Пугачев спас Гринева и Машу.
21 1.Что сегодня на уроке было интересным? 2.Чему вы научились? Выразим наши мысли в художественной форме. Составим синквейн!
22 (с франц. пятистишие) 1. Одно слово (тема) - существительное 2. Два слова – прилагательное или причастие. 3. Три глагола 4. Фраза из 4 слов, выражает ваше отношение. 5. Одно слово – синоним к 1 или любая часть речи, выражает общее настроение, знак препинания любой.
23
24
25 ЛИТЕРАТУРА: 1.Г.И.Беленький «Литература 8 класс» методические советы, М., Просвещение, И.В.Золотарева, Т.А.Крысова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс, Москва, «Вако», 2004