Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте. Урок русского языка в 10 классе. Учитель Генералова Людмила Николаевна МОУ СОШ 36.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Функциональные стили речи Автор: Киеня Сергей. Стили 1) Научный 2) Официально – деловой 2) Официально – деловой 2) Официально – деловой 2) Официально.
10 Всего заданийВремя тестированиямин. Введите фамилию и имя Тест по русскому языку по теме: «Тропы» Начать тестирование Автор: Никитина Ольга Николаевна.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Разработка Степяк Г.В. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 22» г. Череповец Тропы и фигуры речи.
«Здесь оставлено сердце моё …» (70-летию прорыва блокады Ленинграда посвящается)
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ по алгоритму (часть С)
Ужасный! - Капнет и вслушается, Всё он ли один на свете Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель. Но давится внятно от тягости Отеков - земля.
На планете год от года Человек вредит природе. И не понял он, чудак, Что природа – не пустяк.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
ТРОПЫ Урок-практикум. Эпитет Сравнение Метафора Гипербола Олицетворение Антитеза.
Учебные материалы к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы.
Человек и природа в рассказе В. Белова «Скворцы» Баторова Сарюна, 5 класс МОУ «СОШ 57»
Изобразительно- выразительные средства русского языка
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
Транксрипт:

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте. Урок русского языка в 10 классе. Учитель Генералова Людмила Николаевна МОУ СОШ 36 Г. Петропвловск-Камчатский

Мне холодно. Прозрачная весна В зелёный пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье лёгкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звёзд булавки золотые, Но никакие звёзды не убьют Морской волны тяжёлый изумруд О.Э.Мандельштам

Изобразительно -выразительные средства ФонетическиеМорфологические Лексические Синтаксические Словообразовате льные

МетафораСравнениеЭпитетМетонимияСинекдохаОлицетворениеГиперболаЛитотаПерифраз(а) Лексические средства выразительности – тропы.

«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» В.Хлебников

Он мог бы сеять, плотничать, ковать, Но вот не вышло – жизнь дала осечку… В.Сергеев

В трудном ритме прошли года… Я обрёл своё имя! Я друзьями горжусь всегда, Рад бы быть вместе с ними! Все тогда на земле своей Дружно делали дело Для своих войсковых частей И – в разумных пределах! Горд – мне также выпала честь Быть на службе в те годы! У меня, значит, право есть Позабыть все невзгоды! А я вам говорю, что нет Напрасно прожитых мною лет, Ненужно пройденных путей, Впустую слышанных вестей. Нет невоспринятых миров, Нет мимо розданных даров, Любви напрасной тоже нет – Любви обманутой, больной, - Её нетленно чистый свет Всегда во мне, всегда со мной. И никогда не поздно снова Начать всю жизнь, начать весь путь, И так, чтоб в прошлом бы – ни слова, Ни стона бы не зачеркнуть. Сравните стихотворные тексты

Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные куполами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымённой речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею. М.Ю.Лермонтов

Образные средства Пример из текста МетафораБахрома снегов ЭпитетЧёрного, полного мглою ущелья ОлицетворениеОбнявшись с другой… речкой СравнениеКак змея своею чешуёю, серебряной нитью

Какие изобразительно- выразительные средства языка относятся к лексическим? Приведите примеры использования тропов в речи. Какова их роль в текстах художественных произведений? С какой новой для вас информацией вы познакомились на уроке, какой вывод для себя сделали?

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие 1. А. метонимия Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С. Есенин) 2. Б. эпитет Роз алеет алый рот (М. Кузьмин) 3. В. метафора Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь) 4. Г. сравнение Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо… (Н. Гумилёв) 5. Д. синекдоха Перед этим горем гнутся горы, не течёт река…(А. Ахматова) 6. Е. гипербола В самом деле, три дома на вечер зовут. (А. Пушкин)

1-В 2-Г 3-Д 4-Б 5-Е 6-А Ответы.