Либеральные реформы х гг. XIX века
Цели урока: 1.познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения; 2. оценить историческое значение реформ х гг. XIX в.
Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения ( гг.)
*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). * Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П. Волобуев).
РеформыИх значениеИх недостатки Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения ( гг.)
РеформыИх значениеИх недостатки Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки). Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
1) ПРИНЦИПЫ НОВОГО СУДА 2) МИРОВЫЕ СУДЫ 3) ОБЩИЕ СУДЫ: А) ОКРУЖНЫЕ СУДЫ Б) СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ 4) РОЛЬ СЕНАТА 5) ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ 6) НЕДОСТАТКИ РЕФОРМЫ Судебная реформа 1864 г.
Принципы нового суда: *равенство всех сословий перед законом *гласность суда *независимость судей *состязательность обвинения и защиты *выборность некоторых судебных органов
Судебная система России по реформе 1864 г. Император Сенат Особые суды Волостной для крестьян Для духовенства Для высших сановников Для военных Особые суды Волостной для крестьян Для духовенства Для высших сановников Для военных Окружной суд Судебная палата Мировой суд Съезд мировых судей
Судебная реформа 1864 г. Значение реформы: создана самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Недостатки реформы: сохраняла ряд пережитков прошлого: особые суды.
Военная реформа 1874 г. Милютин Дмитрий Алексеевич военный министр в гг., руководил проведением реформы
1) Численность русской армии составляла в 1864 г. - 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек.
2) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской академии (1877 г.)
3) Отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности для мужчин с 20 лет.
4) Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота.
5) По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания.
Военная реформа 1874 г. Значение реформы: создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Недостатки реформы: просчеты в системе организации и вооружения войска.
Реформы в области просвещения ( гг.) 1)Начальное образование: Положение о начальных народных училищах (1864 г.) 2) Среднее образование: Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.). 3) Высшее образование: Университетский устав ( 1863 г.)
Положение о начальных народных училищах (1864 г.) 1. Какие учебные заведения создавались данным Положением? 2. Что изучалось в народных училищах? 3. Кто принимался в народные училища? 4. Как решался вопрос об оплате за обучение?
Устав гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) 1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались? 2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях? 3. Было ли обучение в гимназиях доступным для всех?
Университетский устав 1863 г. 1.Кто осуществлял управление университетом? 2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета? 3.Как формировался Университетский суд? Каковы его функции? 4.Кто мог стать студентом университета? 5.Каковы преимущества университетов?
Реформы в области просвещения ( гг.) Значение реформ: расширение и совершенствование образования всех уровней. Недостатки реформ: недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.
РеформыИх значениеИх недостатки Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки). Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков: особые суды. Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска. В области просвещения ( гг.) Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.
Домашнее задание: *подготовиться к самостоятельной работе, *повторить содержание и значение реформ Александра II по п.20, стр Проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: