Урок-игра по предмету «Черчение» в рамках закрепления знаний по теме «Анализ геометрической формы предмета» Составлен: учителем Павловой О.Л. МОУ «СОШ 63» 1
Цели урока Учить учащихся навыкам и умениям определять название геометрических тел, мысленно расчленять предметы на составляющие его геометрические тела, их значение в формообразовании различных объектов жизнедеятельности человека. Развивать познавательную активность учащихся средствами графической деятельности, мысленное представление геометрических объёмных форм в пространстве. Воспитывать любовь к окружающему миру через урок, ценить и беречь красоту вокруг себя, при выполнении заданий сохранять высокую культуру труда, аккуратность и усидчивость при выполнении графической работы. 2
«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрические тела.» Ле Корбюзье. 3
Вопросы игры 1. Что означают слова «Конус, пирамида, призма, цилиндр»? 2. Что такое «Геометрическое тело»? 3. Как можно опираясь на понятия «Конус, пирамида, призма, цилиндр» читать любой чертеж? 4. Что такое точка, вершина, ребро, грань? 4
Разминка Принёс нам ящик почтальон -Посылка мне и брату. Ящик - …, в нём шесть сторон, Все стороны - квадраты. А что лежит в посылке? Там стружки и опилки, Конфеты и баранки, Ещё с вареньем банки. 5
-Ц…, что такое? - спросил я у папы. Отец рассмеялся : - Ц…, это шляпа. Чтобы иметь представление верное, Ц…, скажем так, это банка консервная. Труба парохода- ц…, Труба на нашей крыше - тоже, Все трубы на ц… похожи. А я привёл пример такой - Калейдоскоп любимый мой, Глаз от него не оторвёшь, И тоже на ц… похож. 6
Сказала мама: - А сейчас Про … будет мой рассказ. В высокой шапке звездочёт Считает звёзды круглый год. …- шляпа звездочёта. Вот какой он. Понял? То-то. Мама у стола стояла В бутылки масло разливала. - Где воронка? Нет воронки. Поищи. Не стой в сторонке. -Мама, с места я не тронусь, Расскажи ещё про …. -Воронка и есть в виде … лейка. Ну-ка, найди мне её поскорей-ка. Воронку я найти не смог, Но мама сделала кулёк, Картон вкруг пальца обкрутила И ловко скрепкой закрепила. Масло льётся, мама рада, … вышел то, что надо. 7
Я видел картину. На этой картине Стоит … в песчаной пустыне. Всё в … необычайно, Какая-то есть в ней загадка и тайна. А Спасская башня на площади Красной И детям, и взрослым знакома прекрасно. Посмотришь на башню, обычная с виду, А что на вершине у ней? …! 8
Удар! Удар! Ещё удар! Летит в ворота мячик - …! А это- … арбузный Зелёный, круглый, вкусный. Вглядитесь лучше - … каков! Он сделан из одних кругов. Разрежьте на круги арбуз И их попробуйте на вкус 9
Простые предметы
11
12 1 2
13
14
15
16
17
Определение Геометрическое тело – это абстрактный предмет, в котором рассматривается только форма и размер, не обращая внимание на физическое состояние. 18
19 «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его (настоящее) не поймет». Вельгельм Лейбниц
Историческая справка Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, которые имеют форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами. Уже 200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. Специальных названий для геометрических фигур, конечно, не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т.д. 20
А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть бревна. Сами того не зная, люди все время занимались геометрией: женщины, изготавливая одежду, охотники, изготавливая наконечники для копий или бумеранги сложной формы, рыболовы, делая такие крючки из кости, чтобы рыба с них не срывалась. Когда стали строить здания из камня, пришлось перетаскивать тяжелые каменные глыбы. Для этого применялись катки. И заметили, что перекатка проще, если взять кусок дерева с почти одинаковой толщиной в начале и в конце. Так люди познакомились с одним из важнейших тел – цилиндром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщины, раскатывая белье после стирки. Перевозить грузы на катках было довольно тяжело, потому что сами древесные стволы весили много. Чтобы облегчить работу, стали вырезать из стволов тонкие круглые пластинки и с их помощью перетаскивать грузы. Так появилось первое колесо. 21
Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище (бусинки, браслеты, кольца, украшения из драгоценных камней и металлов, роспись дворцов). Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов 22
Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки. «Все боится времени, но само время боится пирамид». В Вавилоне при раскопках ученые обнаружили остатки каменных стен, высотой в несколько десятков метров, а высота Вавилонской башни достигает 82 метра. Даже самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. Конечно, самая главная - это точка. 23
Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык. Точка – результат мгновенного касания, укол Отсюда же произошел медицинский термин пункция- прокол. Пунктир – точка (пункт назначения) Линия – льняная нить. Линолеум – первоначально означал промасленное льняное полотно. Как уже было сказано ранее, все названия геометрических фигур первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данной фигуры. 24
Спасибо за урок. До свидания. 25