Цель урока. Изучить свойства звука: отражение, эхо. Отрабатывать навыки решения задач. Кустова Надежда Ильинична с.Овгорт Шурышкарский район ЯНАО
Задачи. а) В Югославии одно из мест близ Куршумлии долгое время считалось дьявольским. Каменные фигуры, созданные старанием ветра и влаги, по ночам издавали различные звуки, пугая суеверных людей, для которых эти звуки были ни чем иным, как дьявольскими кознями. В Египте звучат по утрам, при восходе солнца, колонны – остатки древнего Карнакского храма. * Объясните происхождение звуков.
а) ответ: Колонны сложены из очень пористого камня. Днём у нагретого горячим солнцем камня поры несколько увеличиваются в размерах, воздух проходит через них без задержки, и колонны молчат. Утренняя прохлада создаёт условия, пир которых движение воздуха в порах сопровождается звуком. Напоминающим стон.
б) Комары делают взмахов крыльями в секунду, шмели – , бабочки – 5-9. Пчёла, летящая налегке, взмахивает крылышками раз в секунду, с ношей – Крылья комара Forcips совершает более взмахов в секунду. *Какой частоты звуки издают эти насекомые? Будем ли мы слышать их?
б)ответ: Название насекомого Частота, ГцПериод, сУсловия слышимости Комар ,002-0,001Да Шмель ,008-0,004Да Бабочка5-90,2-0,11Нет Пчела ,0025-0,002Да Пчела с ношей ,005-0,004Да Комар F orcips ,0005Да
Задача. в) Голиаф – самая крупная лягушка, обитающая в Камеруне (Африка). Её вес 3,5 кг, а длина тела 32 см. Самой маленькой лягушкой считается чесночница с Сейшельских островов, её длина 1,8-1,9 см. Крик лягушки быка из Северной Америки слышен на расстоянии нескольких километров. Ещё громче орёт самец древесной лягушки коки из Пуэрто-Рико. Будучи менее 5 см, он издаёт крик силой 108 Дб. Какие условия соответствуют крику древесной лягушки по уровню звукового давления?
в)ответ: Сирене пассажирского поезда Дб
Отражение звука. Эхо.(Краткий конспект.) Закон отражения звука: угол падения равен углу отражения. Пример: эхо, эхолокация.
Интересные задачи. Фронтальная работа. 1)Создателей мультика про Винни-Пуха не устраивал голос актёра Евгения Леонова, который озвучивал мишку: низкий баритон. Вопрос: Как удалось поправить дело? Ответ: Фонограмму просто пустили на повышенной скорости – и Леонов заговорил тоном повыше. 2)…Она (Маргарита) запечалилась и понурилась. Но тут вдруг та самая утренняя волна ожидания и возбуждения толкнула её в грудь. «Да, случится!» Волна толкнула её вторично, и тут она поняла, что это волна звуковая. Сквозь шум города всё отчётливее слышались приближающиеся удары барабана и звуки немного фальшивящих труб. (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита») Вопрос: А чем отличается звуковая волна от других волн? Назовите основные характеристики звуковых волн. Почему мы можем отличать игру на трубе от игры на барабане? Ответ: Звуковыми волнами называются волны, распространяющиеся в упругой среде и обладающие частотами от Гц. Характеристиками звука являются громкость, высота звука и тембр. Различные музыкальные инструменты имеют различный тембр.
3)Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой… (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила») Вопрос: А как называются эти волны? Чем отличаются продольные волны от поперечных волн? Приведите примеры поперечных волн. Ответ: Такие волны называются поперечными, потому что колебания точек (молекул воды) происходит перпендикулярно направлению движения волны, в продольных волнах колебания точек происходят вдоль направления распространения волны. 4)…Вдруг Гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит… (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила») Вопрос: Явление описанное А.С. Пушкиным, очень похоже на молнию. Предположим, что это молния. А что сначала: мы слышим гром или видим свет от молнии? Ответ: Сначала мы видим молнию, а потом уже слышим гром. Потому что скорость света км/с, а скорость звука в воздухе 340 м/с, следовательно, свет распространяется быстрее, чем звук.
5) …Один средь храмин горделивых, Супругу милую завёт – Лишь эхо сводов молчаливых Руслану голос подаёт.. (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила») Вопрос: Эхо. Как можно объяснить это явление? Ответ: Эхо – это результат отражения звуковых волн от сводов здания. Следовательно, это явление можно объяснить с точки зрения закона отражения. 6) А играет – убей меня гром, коли на свете ещё кто-нибудь так играл! Проведет по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведёт ещё раз – и замрёт оно, слушая, а он играет и улыбается. (А, Горький. «Макар Чудра») Вопрос: Можно ли струны скрипки назвать колебательной системой? Обычно смычком водят перпендикулярно струнам, а какая волна при этом образуется: продольная или поперечная? Ответ: Скрипка – это колебательная система. При игре на скрипке возникает звуковая волна – продольная волна.
7)- Надо вам сказать, что голос человека составляется из многих гармоник, - почти захлёбывается Прянчиков от напирающего желания всё скорей рассказать. (А. Солженицын. «В круге первом») Вопрос: О каком параметре звука хотел рассказать Прянчиков? Ответ: О тембре. 8)- Беззвучно происходят только космические катастрофы, потому что в мировом пространстве звук не распространяется… Если бы за нашими плечами разорвалась Новая Звезда, - мы бы даже не услышали. (А. Солженицын. «В круге первом») Вопрос: Почему мы не взрыв Новой Звезды? Ответ: Потому что звук может распространятся только в упругих средах, например в воздухе или в воде.
Индивидуальные карточки – задания. 1 1) Человек услышал эхо через 2с. Определите расстояния до преграды, если скорость звука в воздухе 340 м/с. 2) Можно ли по звуку определить, приближается или удаляется автомобиль? 2 1) Морская волна распространяется со скоростью 2 м/с. Определите период и частоту волны, если её длина 2 м. 2) Кто чаще взмахивает крыльями – комар или муха? 3 1) Волна распространяется со скоростью 500 м/с. Определите длину волны, если период равен 5 м/с. 2) Как на слух отличить, работает электродвигатель вхолостую или сверлить отверстие? 4 1) Рояль имеет частотный диапазон от 90 до 9000 Гц. Найдите диапазон длин волн в воздухе. 2) Изменится ли период колебаний качелей, если: а) на них сядет один, а затем два человека; б) качаются сначала сидя; а затем стоя?
Домашнее задание. §39, повторить§