Средства раскрытия образа Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
ДЕТАЛЬ ЗНАЧИМАЯ ПОДРОБНОСТЬ, ЧАСТНОСТЬ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПЕРЕДАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНЫ, ЭПИЗОДА ИЛИ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи
Гоголь – мастер детали как средства индивидуализа ции и типизации
Портрет «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» «В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал как труба»
Портрет Чичикова композиционно примыкает к отступлению о толстых и тонких. Чичиков после колебания присоединяется к толстым, которые «лучше умеют обделывать свои дела». В отличие от портретов чиновников и помещиков, здесь почти нет гротескных деталей. Исключение – манера сморкаться
Одежда «Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок… Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой»
Чичиков очень заботится о своей внешности. Фрак Чичикова – сквозная (то есть постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы) деталь, как и его бричка и шкатулка
Манеры, речь «Приезжий во всём как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил… Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек»
Чичикову, как человеку русскому, близко и понятно «меткое русское слово». Он сам легко находит прозвища помещикам; мужика, встретившегося на пути, к удовольствию другого мужика, называет «бородой». Ему нравится точное прозвище «заплатанной», придуманное мужиками для Плюшкина. При неудачах Чичиков сам утешает себя поговоркой: «Зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай. Плачем делу не пособить, нужно дело делать».
Биография 1.Происхождение: «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает» 2. Детские годы: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло - неприютно… ни друга, ни товарища в детстве!»
3. Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными…больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был».
4. Учёба в училище: уже здесь обнаружились таланты «со стороны практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повёл себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же».
5. Служба В казённой палате, работа на таможне, идея о скупке «мёртвых душ»
Характеристика другими персонажами До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются
«ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ» Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создаётся эффект подпрыгивания, пощёлкивания