РЕКТОРЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ( К 200-ЛЕТИЮ ПГУПСа)
Пьер Доминик (Пётр Петрович) Базен (1786 – 1838)
Второй ректор ( ), генерал- лейтенант Корпуса инженеров путей сообщения, профессор Института ( ), Пьер Доминик (Пётр Петрович) Базен - выдающийся инженер и учёный, математик, механик, член-корреспондент и почётный член Петербургской академии наук, член Стокгольмской, Туринской, Виленской и Мюнхенской академий.
Базену принадлежат проекты и инженерные предложения по устройству мостовых и тротуаров Петербурга, фонарей для освещения улиц, колодцев, фильтров для очистки сточных вод, ливневой канализации, мостов через Обводный и другие каналы/ Ново-Каменный мост Ново-Калинкин мост Ново-Московский мост
Базен создал неповторимый ансамбль мостов у Инженерного замка
Шлиссельбургские водосберегательные шлюзы
В 1834 году по проекту П. Базена под руководством П. П. Мельникова был возведен новый Главный деревянный купол Свято- Троицкого Измайловского собора, взамен сорванного ураганом металлического купола. Этот купол являлся вторым по величине деревянным куполом в Европе. В хорошую погоду его видно за 20 километров от города.
В. Садовников- Вид Екатерингофского моста В 1823 г. по проекту инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона в Екатерингофском парке через дворцовый канал был перекинут Цепной висячий пешеходный мост. Это был первый в России и второй в Европе цепной висячий мост. Длина моста была более 23 м, отверстие моста достигало 15,2 м, ширина около 7 м. С двух сторон моста были сооружены деревянные ворота в виде фигурных арок. Время исчезновения моста не установлено. По непроверенным данным устои существовали до 1955 г.
Наводнения Петербурга – это стихийное бедствие и его неповторимая особенность. Первый проект защиты города от наводнений появился еще в петровское время. Он нашел свое отражение в генеральных планах развития города, составленных в 1716 и 1717 годах архитекторами Д. Трезини и Ж. Б. Леблоном.
В 1825 г. после катастрофического наводнения 1824 г. Базен предложил проект защиты Петербурга, заключавшийся в сооружении дамбы длиной около 20 км по линии Лисий Нос- остров Котлин - Ораниенбаум, отгораживающей часть Финского залива площадью 400 кв. км. В дамбе предусматривались водопропускные сооружения и камерные шлюзы. Но этот смелый проект не нашел в то время у властей поддержки. В столичных газетах о нем писали как о «фантастических прожектах Базена». Только в наше время предложение талантливого петербургского инженера привлекло серьезное внимание инженеров и градостроителей.