Французова Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы
(ТЕМА ПАМЯТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ВОЙНЕ) ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО И БОРИСА ВАСИЛЬЕВА «Боль взывает к людям…»
Цели урока: воспитание чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войны; создание проблемной ситуации, имеющей целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, что позволит каждому выразить свою точку зрения; развитие умений анализировать незнакомое литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
Актуализация знаний История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Поле Куликово, Бородино, Курская дуга… Русская земля, политая кровью русских людей… Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-ом веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.
Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло уже много лет. Почему же современные писатели продолжают рассказывать о ней? Вопрос учащимся:
Мнения писателя и поэта: «Потому что подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах», - Василь Быков. И когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, И когда наши кони устанут под нами скакать, И когда наши девочки сменят шинели на платьица, Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять,- Владимир Высоцкий
Мнение поэта – фронтовика: Да, сделали всё, что могли, мы, Кто мог, сколько мог и как мог. И были мы солнцем палимы, И шли мы по сотням дорог. Да, каждый был ранен, контужен, А каждый четвёртый – убит. И лично Отечеству нужен, И лично не будет забыт,- Борис Слуцкий.
Ответы учащихся до начала обсуждения Мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда, встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…»
И мы каждый год приходим в наш поселковый сквер к обелиску в честь сосьвинцев - участников Великой Отечественной войны, ежегодно участвуем в Вахте памяти у себя в посёлке и на посту 1 в г. Екатеринбурге.
В школе с 1981 года существует Музей Боевой славы
Постановка проблемного вопроса Так можем ли мы утверждать, что, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе? Что значит помнить? Как надо помнить? Зачем нам, живущим через много лет после Великой Победы, помнить о тех годах?
Андрей Вознесенский Борис Васильев Поэма «Ров» – поэма- крик, поэма-боль, поэма-обвинение… Рассказ «Экспонат …» - обращение писателя к молодёжи Изучение нового материала
Работа в группах Вопросы к анализу поэмы «Ров»: *Что послужило поводом к написанию поэмы? *Какое название даёт поэт болезни, поразившей людей? А самих людей, творящих это чёрное дело? *В чём видит причину совершаемого святотатства? *Уголовный или духовный процесс занимает его? *В чём смысловая нагрузка главы «Озеро»? Как она связана с основными событиями поэмы? *Кого противопоставляет А.Вознесенский симферопольским гробокопателям? *Каков финал поэмы? *Каким предстаёт перед читателями сам поэт в этой поэме? Вопросы к анализу рассказа «Экспонат …»: *Расскажите о жизни московской коммуналки в годы войны. *Чем были для Анны Фёдоровны письма её сына? Чем отличались письма от похоронки? *Анализ эпизода «У телевизора» ( по плану). *Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Дементьева «Баллада о матери». *Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне. *Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем? *Как писатель смог показать несоизмеримость горя и памяти матери с очередным мероприятием, проводимым в школе? *Чему учит повесть Бориса Васильева? Как надо помнить?
Обсуждение в группах
Негативные моменты в нашем отношении к памяти о войне: *«новорылы» раскапывают рвы, где погребены расстрелянные; *в местностях, оккупированных во время войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов; *на Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя; *боевые ордена и медали стали предметом купли- продажи на барахолках; *некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня; * да и о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники...
Первичная проверка понимания Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).
Выступления детей с рассказом о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны А помните ли вы? Знаете ли вы о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне?
Подведение итогов урока Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших – плачьте о потерявших душу и совесть». А Роберт Рождественский в своей поэме «Реквием» утверждал: Это – нужно не мёртвым! Это – надо живым! Как вы понимаете эти слова?
Спасибо за внимание!