Педагогическое наследие М.В. Ломоносова Подготовила: Учитель МОУ Троицкая СОШ Семенова Е.Е.
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г.
Михаил Васильевич родился 8 ноября 1711 года в архангельской губернии в семье зажиточного крестьянина, занимающегося рыбным промыслом.
Мать Ломоносова умерла рано. Из двух мачех вторая была «злая и завистливая». Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море.
Путь Михайло Ломоносова из Холмогор в Москву
Славяно-греко-латинская академия
В 1736 году Ломоносов был отправлен Академией наук в германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей он пробыл пять лет.
Ломоносов в Германии. Марбург. Здание университета в Марбурге
Академия наук в Петербурге
Могила Ломоносова в Александро- Невской лавре Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765 года
Этапы педагогической деятельности. Первый из них приблизительно следует ограничить гг. Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.
Этапы педагогической деятельности. Второй этап ( гг.) методическая работа ученого.
Этапы педагогической деятельности. Третий этап ( гг.) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы «Ломоносовской программой организации просвещения в России».
Московский университет
Этапы педагогической деятельности. Четвертый этап – ( гг). Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова Он завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.
Педагогические труды М.В. Ломоносова: «Проект регламента московских гимназий» (1755); «Проект регламента академической гимназии»(1758); «Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых»городах»(1760) Слово о пользе химии (1751); О сохранении и размножении российского народа (1761) и др.
Дидактические идеи: Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов.
Дидактические идеи: Практика - является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности.
Дидактические идеи: Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация классно- урочной системы.
Принципы обучения: доступность; природосообразность; логичность; научность; учёт наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения; самостоятельность
Источники педагогических идей М.В. Ломоносова: прогрессивные взгляды выдающихся мыслителей эпохи античности, Возрождения, Просвещения, опыт обучения в русских и зарубежных школах. труды Яна Амоса Коменского собственная педагогическая деятельность.
Методы обучения: словесные, практические методы самостоятельной работы.
Основы научной педагогической терминологиии. М.В. Ломоносов определил воспитание главным фактором развития человека.
Основная цель воспитания: формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине.
Качества нравственно воспитанного человека : патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности : леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.
Основы научной педагогической терминологиии. вопрос (ученику), вызов (для ответа), объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть твердить, диспут, домашние и школьные упражнения (экзерциции), дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников ( в обучении), награждение (лучших), наказание (ленивых), опыты, переводы (текстов), проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указание (к изучению), учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика.
Основы научной педагогической терминологиии. Он ввел в обращение понятия класс, урок, классные табели, каждый год (имея в виду учебный), полугодие (учебное), перевод из класса в класс, распорядок преподавания, расписание занятий, учебные программы, табель, вакации, аттестат, аудитор.
методы воспитания: наблюдение за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, похвала и одобрение хорошему поступку, награждение за заслуги. наказания (внушение, запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии и т.п.)
Значение: М.В. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличавшуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представителями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.
Ломоносов объединил вокруг себя прогрессивно настроенных ученых, своих учеников: Н.И. Попов- академик- астроном, Д.И. Виноградов – создатель русского фарфора, А. Поляков- гравер, В.И. Лебедев – переводчик, И.И. Голубцов, А.А. Барсов и др.
Вывод: Педагогическое наследие Ломоносова является малоизвестным в широкой учительской и научной среде. Перестройка высшего и среднего образования в стране сегодня предполагает глубокий анализ и использование на практике прогрессивных педагогических идей в истории педагогики в России.
Использованная литература: hy.php?id=248 вяно-греко- латинская_академия вяно-греко- латинская_академия /99-mv-lomonosov-kak- uchenyj-i-pedagog.htmlhttp://lomonosovmv.ru/referaty /99-mv-lomonosov-kak- uchenyj-i-pedagog.html