« В творчестве Тургенева есть не формулированная… а двигавшая им в жизни, и в писаниях, вера в добро – любовь и самоотвержение, выраженная всеми его типами самоотверженных, и ярче и прелестнее всего в «Записках охотника», где парадоксальность и особенность формы освобождала от стыдливости перед ролью проповедника добра». Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой.
«Касьян с Красивой Мечи» «Степной король Лир» «Дворянское гнездо» «Постоялый двор» «Странная история»
Произведение с незамысловатым сюжетом и весьма сложным религиозно-философским содержанием.
Прототип Лукерьи – крестьянка Клавдия из села Спасское-Лутовиново Часовня в имении Тургеневых
Биография героини Ее религиозное мировоззрение и духовные идеалы Характер
Терпение Кротость смирение Любовь к людям Умение «нести свой крест» Черты праведника
«Мощи»: «1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу. 2. Разг. Об очень худом, изможденном человеке. Живые (или ходячие) мощи – то же, что мощи (во 2 знач.)».
Внешний облик героини: «ни дать ни взять икона старинного письма» Жизнь Лукерьи – житие святых Предзнаменование смерти колокольным звоном
Черты характера Лукерьи как национальные особенности русского народа, обусловленные его православной верой. Они восходят к своему высочайшему первоисточнику – Христу. Эпиграф к рассказу: Край родной долготерпенья, Край ты русского народа. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, страна родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья» (1855 год )
«И один рассказ его «Живые мощи», если б он даже ничего иного не писал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так все это выразить мог только великий писатель». Я.П. Полонский 1883 год