Стилистические и жанровые особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
Контрастность произведения Основа содержания поэмы «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», - резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.
«Музыка революции» «Слушайте музыку революции», призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.
В поэме звучат интонации марша. В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Слышен городской романс. Часто встречается частушечный мотив. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!» Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
Герои поэмы Герои обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»; Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»; Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»; Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»; Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»; Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»; Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят куртуз,/На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят куртуз,/На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика цвета: «Черный вечер./Белый снег». Символика цвета: «Черный вечер./Белый снег». Кровавый флаг, число «двенадцать», «пес безродный», образ Христа. Кровавый флаг, число «двенадцать», «пес безродный», образ Христа.
Образ Христа Образ Христа, как нам кажется, позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Но в поэме он как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом». Образ Христа, как нам кажется, позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Но в поэме он как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом». «Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости». (Л. Долгополов) «Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости». (Л. Долгополов)
Список литературы 1. «Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. – Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: Н. Егорова «Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс». - Москва, «ВАКО», 2005 год, стр.: С. В. Ломтев, А. В. Терновский «А. А. Блок. Стихотворения. Поэма». – Москва, Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: html.