В помощь обучающимся на гуманитарном отделении Учитель МОУ «Лицей21» Елагина Н.И.
Стихи - художественная, ритмически организованная речь. Ритм - равномерное чередование повторяющихся единиц. Стопа – регулярное сочетание ударного и безударного слогов. Размер – чередование стоп в стихе.
Двусложные: Ямб – 1 слог безударный, 2 – ударный: Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев
Двусложные: Хорей – 1- ударный,2- безударный: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. В. Жуковский
Трёхсложные: Дактиль – 1- ударный, 2- безударный, 3- безударный: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Лермонтов
Трёхсложные: Амфибрахий - 1- безударный, 2- ударный, 3- безударный: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам. А.Пушкин
Трёхсложные: 3- Анапест – 1-безударный, 2- безударный,3- ударный: На полярных морях и на южных, По изгибам зелёных зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Н.Гумилёв
Рифма- созвучие концов стихов. Виды рифмы: По месту ударения различают Женские- ударение падает на предпоследний слог стиха: Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет. А.Пушкин
Мужские рифмы- ударение падает на последний слог в стихе: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ. Дактилические- ударение падает на третий от конца слог стиха. Жила-была дама приятная, На вид совершенно квадратная.
Строфа- несколько стихотворных строчек, объединённых общей системой рифмовки: Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся,- И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… Ф. Тютчев
Повторы(рефрен)- повтор одного или нескольких слов или строк: Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока! С. Островой Анафора- единоначатие: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. С. Есенин
Параллелизм- построение двух и более стихов по одно синтаксической схеме: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм… А. Пушкин Эпифора- антоним анафоры: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок
Аллитерация- повторение согласных звуков: Русалка плыла по волне голубой, Озаряема полной луной, И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. М. Лермонтов Ассонанс- повтор гласных звуков: «Всё моё»,- сказало злато; «Всё моё»,- сказал булат. А. Пушкин
Звукопись- повторение сочетаний звуков: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф. Тютчев
Ода- торжественное, прославляющее какое-либо событие или лицо произведение; Элегия- стихотворение, содержащее грустные размышления о несчастной любви, об одиночестве, о бренности бытия Послание- стихи в форме письма(дружеское, любовное, гражданское, шуточное); Эпиграмма- сатирические стихи, адресованные конкретному лицу;
Мадригал- стихотворение-комплимент дружеского или шуточного характера; Идиллия (пастораль)- стихи о влюблённых на лоне сельской природы; Сонет - твёрдая стихотворная форма из 14 строк, образующих два катрена и два терцета. Поэтический памфлет- стихотворение обличающего характера.
Пейзажная; Гражданская (тема Родины, гражданской позиции); Интимная (темы любви и дружбы); Философская (темы Бога,одиночества,творчества и т.д.)
Период творчества поэта; История создания стихотворения; Жанр и композиция; Тема; Образ лирического героя; Средства поэтической выразительности(тропы, синтаксис, звукопись); Особенности стиха(метр, размер, способы рифмовки); Значение стихотворения в творчестве поэта и поэзии в целом.