В помощь обучающимся на гуманитарном отделении Учитель МОУ «Лицей21» Елагина Н.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Advertisements

Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Маркова Т.Д. учитель русского языка и литературы.
РУССКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Силлабо-тоническая система : в ней ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Размеры стиха Подготовка к ЕГЭ по литературе. Буря мглою небо кроет Стопа Хорей двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог хорей А. С. Пушкин «Зимний.
ВЕСНА ! ! ! ВЕСНА ! ! ! ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВЕСНЕ. Зима не даром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.
Стихотворная речь Размеры стиха Учитель: Васильева В. В. ГОУ «Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V и VII видов»
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация "Двусложные размеры стиха"
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Понятие рифмы Учитель русского языка и литературы Терлеева Елена Александровна МОУ Троицкая СОШ Чеховского района Московской области.
Литературоведческие термины Автор: Ячменёва Анастасия.
СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Мчатся тучи, вьются тучи 1234.
Цели урока О Тютчеве. Родители поэта. Любовь поэта Памятник Тютчеву. Пейзажи к стихам Гимн природе. Словарная работа. Зима. Осень. Весенние воды. Тренинг.
Понятие рифмы Учитель русского языка и литературы Терлеева Елена Александровна МОУ Троицкая СОШ Чеховского района Московской области.
Понятие рифмы. Буря мглою небо кроет, Стопа стихотворный Метр размер Вихри снежные крутя… Понятие стопы, метра и стихотворного размера.
Мир и человек в лирических произведениях. Ритм стихотворения. Двухсложные размеры стихотворения. Изучаем лирический род литературы.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Транксрипт:

В помощь обучающимся на гуманитарном отделении Учитель МОУ «Лицей21» Елагина Н.И.

Стихи - художественная, ритмически организованная речь. Ритм - равномерное чередование повторяющихся единиц. Стопа – регулярное сочетание ударного и безударного слогов. Размер – чередование стоп в стихе.

Двусложные: Ямб – 1 слог безударный, 2 – ударный: Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев

Двусложные: Хорей – 1- ударный,2- безударный: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. В. Жуковский

Трёхсложные: Дактиль – 1- ударный, 2- безударный, 3- безударный: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Лермонтов

Трёхсложные: Амфибрахий - 1- безударный, 2- ударный, 3- безударный: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам. А.Пушкин

Трёхсложные: 3- Анапест – 1-безударный, 2- безударный,3- ударный: На полярных морях и на южных, По изгибам зелёных зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Н.Гумилёв

Рифма- созвучие концов стихов. Виды рифмы: По месту ударения различают Женские- ударение падает на предпоследний слог стиха: Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет. А.Пушкин

Мужские рифмы- ударение падает на последний слог в стихе: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ. Дактилические- ударение падает на третий от конца слог стиха. Жила-была дама приятная, На вид совершенно квадратная.

Строфа- несколько стихотворных строчек, объединённых общей системой рифмовки: Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся,- И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… Ф. Тютчев

Повторы(рефрен)- повтор одного или нескольких слов или строк: Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока! С. Островой Анафора- единоначатие: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. С. Есенин

Параллелизм- построение двух и более стихов по одно синтаксической схеме: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм… А. Пушкин Эпифора- антоним анафоры: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок

Аллитерация- повторение согласных звуков: Русалка плыла по волне голубой, Озаряема полной луной, И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. М. Лермонтов Ассонанс- повтор гласных звуков: «Всё моё»,- сказало злато; «Всё моё»,- сказал булат. А. Пушкин

Звукопись- повторение сочетаний звуков: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф. Тютчев

Ода- торжественное, прославляющее какое-либо событие или лицо произведение; Элегия- стихотворение, содержащее грустные размышления о несчастной любви, об одиночестве, о бренности бытия Послание- стихи в форме письма(дружеское, любовное, гражданское, шуточное); Эпиграмма- сатирические стихи, адресованные конкретному лицу;

Мадригал- стихотворение-комплимент дружеского или шуточного характера; Идиллия (пастораль)- стихи о влюблённых на лоне сельской природы; Сонет - твёрдая стихотворная форма из 14 строк, образующих два катрена и два терцета. Поэтический памфлет- стихотворение обличающего характера.

Пейзажная; Гражданская (тема Родины, гражданской позиции); Интимная (темы любви и дружбы); Философская (темы Бога,одиночества,творчества и т.д.)

Период творчества поэта; История создания стихотворения; Жанр и композиция; Тема; Образ лирического героя; Средства поэтической выразительности(тропы, синтаксис, звукопись); Особенности стиха(метр, размер, способы рифмовки); Значение стихотворения в творчестве поэта и поэзии в целом.