« Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать… Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми» И. Сталин, февраль 1931год
Внимательно изучите документ и определите цели индустриализации. 1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 5-30 раз. 2. Сталин заявил: Мы отстали от передовых стран на лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. 3. На пленуме ЦК ВКП (б) в 1928 году отмечалось Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства 4. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.
Ликвидация технико- экономической отсталости страны; достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности; развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической и химической).
За счёт внутренних резервов Вывоз из страны сырья и продовольствия Ограничение потребления продовольствия населением страны Вывоз нефти, золота, леса, распродажа сокровищ музеев и храмов
В мае 1929 г. на 5 Всесоюзном съезде Советов был утверждён первый пятилетний план экономического и социального развития СССР
Нижнетагильская домна
Днепрогэс
Из обращения М.Н. Рютина « Ко всем членам ВКП(б)»: « авантюристские темпы индустриализации, влекущие за собой снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, непосильные открытые и замаскированные налоги, инфляция, рост цен и падение стоимости червонца… привели всю страну к глубочайшему кризису, чудовищному обнищанию масс и голоду как в деревне, так и в городе…» Задание для учащихся: Сопоставьте позитивные и негативные социальные последствия ускоренной индустриализации.
На 17 съезде партии разработан план второй пятилетки, который предусматривал снижение темпов прироста промышленности с 30% до 17%.В годы 2 пятилетки появился новый источник ресурсов для проведения форсированной индустриализации: увеличение нормы выработки.
В августе 1935 г. беспартийный горняк Алексей Стаханов вырубил за смену 102 т угля вместо 7 т по норме. Почин Стаханова подхватили другие шахтёры, он распространился во многих отраслях промышленности. А. Г. Стаханов
Историк В.В. Роговин пишет: « Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком его шахты постановил: через два дня предоставить ему квартиру, построенную для инженерно- технического персонала, оборудовать за счёт шахты мягкой мебелью; выделить семейную путёвку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, спектакли, вечера. По этому примеру и на других предприятиях изобретали разнообразные привилегии для стахановцев вплоть до бесплатного обслуживания в парикмахерских» Задание для учащихся: Прокомментировать факты. В чём заключались экономические и социальные последствия стахановского движения ?
1.Основными целями индустриализации являются: - уничтожение частной собственности; -ликвидация технико-экономической отсталости страны; - укрепление аграрного сектора; - достижение экономической независимости. 2.Начало индустриализации приходится на: год год -1929год -1930год. 3.Во время 1 пятилетки вступили в строй: -Днепрогэс; - Сталинградский тракторный завод; - МТС; - шахта в Кузбассе.
. 4.Начало стахановского движения: ; ; , август. 5.Выдвинул лозунг «Пятилетку в четыре года»: - Бухарин - Сталин - Стаханов -Орджоникидзе. 6. Второй пятилетний план развития народного хозяйства предусматривал: -увеличение темпов производства промышленности; - рост лёгкой промышленности; - сокращение рабочей силы; -снижение среднегодовых темпов прироста промышленной продукции.
1) 2, 4 2)2 3)1,2,4 4)3 5)2 6)4
11 класс- п. 48, задание- сравнить два этапа индустриализации: гг. и гг. по самостоятельно сформулированным вопросам. Вопрос 4 с класс- п.23, задание 2, 4 с. 176, вопрос 5 с. 176, письменно в рабочих тетрадях.