«Два поколения в романе «МОЙ ГЕНЕРАЛ».» Урок внеклассного чтения в 6 классе. Автор работы – учитель русского языка и литературы Суворова Е.Г. МОУ СОШ8 г.Кирова А. Лиханова
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с писателем- земляком Лихановым А. А. 2. Обсудить прочитанное произведение «Мой генерал» и выделить основные проблемы романа. 3. Развивать у учащихся виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание.
Виды деятельности учащихся на уроке индивидуальная фронтальная групповая
Альберт Анатольевич Лиханов Родился 13 сентября 1935 года в г. Кирове Детство прошло в годы ВОВ. Все впечатления, связанные с этими годами, станут впоследствии живым родником, питающим его творчество.
Годы учёбы 1953 г. - окончил Кировскую среднюю школу г. – отделение журналистики Уральского государственного университета им. Горького.
Проба пера 1959 г. – выходит первая книга « О благородной королеве, золотых зёрнах и горячих сердцах». После этой книги А. Лиханов пробует себя в разных жанрах: очерки, рассказы, историческая повесть. Основные темы: тема подростков, история Вятки.
Начало трудовой деятельности Журналист, редактор «Комсомольского племени»в г. Кирове. Организация писательского творческого клуба «Молодость» в г. Кирове. Журналист в Сибири. Литературное творчество
Творчество писателя Многие произведения А. Лиханова - это наблюдения, размышления о взаимоот- ношениях взрослых и подростков. Он показывает, что мир детства и отро- чества – это мир со своими проблемами, вопросами, порой с гамлетовским трагизмом «быть или не быть?»
Произведения Роман «Лабиринт»,1970, Повесть «Чистые камушки»,1963. Повесть «Обман», Роман «Музыка», Роман для детей «Мой генерал», Фотоповесть «Семь холмов над рекой», Роман в повестях «Русские мальчики», 90-е годы 20 века.
Признание Премия Ленинского комсомола Государственная премия им. Н.К.Крупской Международная премия им. Януша Корчака, им. М. Горького, им. Б. Полевого. Член – корреспондент Российской Академии образования. Директор научно – исследовательского института детства Российского Детского фонда.
«Мой генерал» «…Посвящаю всем солдатам минувшей войны, которым их дети, их правнуки обязаны вечно – зелёной травой, голубой речкой, синим небом, серебряным воздухом – всем, что называется ЖИЗНЬ.» Автор
Ваши первые впечатления о романе? Какие страницы романа вам понравились ? Каким предстал перед нами главный герой – Антон?
Первая встреча «…Мы бежим по лужам к военному самолёту, который привёз наконец моего деда, я вглядываюсь и жду, как сейчас дед появится на пороге двери самолёта… Я проношусь мимо какого-то маленького старика в пальто и кепке…» -Почему Антон при первой встрече не узнал своего деда?
Первое впечатление о своём дедушке: оправдалось ли оно ? Почему?( Приведите примеры из текста.) « Надо же внуку доблести свои показать. А то на аэродроме мимо меня пробежал да и сейчас вот разглядывает мои волосенки, мои дряблые щёки и думает - ну что за генерал! Вон одни звезды и спасают. Дед смотрит на меня пристально, в упор, и я чувствую, что краснею. Пусть не так я немножко думал, но ведь думал…»
« -О чём ты сейчас думаешь? -О тебе, - сказал дедушка серьёзно. – И обо мне. -Я тоже часто думаю о нас с тобой, - сказал Антон. – Я думаю, как трудно быть тобой. Не генералом, нет, не подумай. А тобой.» Кем стал для Антона дедушка? Что удивило внука в его дедушке?
«Я не знаю, сколько просидел, думая про этих внуков и про себя. Надо же! Я ведь тоже генеральством гордился. Считал, что лучше других. Выходит, я тогда на этих походил. Может, только одеждой и отличался.» Что понял Антон, когда встретился с внуками других генералов в Москве? И почему он об этом задумался?
Военная тайна Какую военную тайну рассказал дед внуку? Почему так переживал дед ? Как отнёсся мальчик к военной тайне деда?
Чему научился Антон – маленький у Антона – большого? Работа в группах
Уроки, которые получил Антон от деда. Научился быть храбрым и не бросать друга в беде. Мужеству, стойкости, преданности. Научился переживать. Любви и уважению к любому человеку. Научился быть Человеком Трудолюбию. Смело смотреть трудностям в глаза. Научился правильно жить. Помогать людям. Любить родных и близких людей.
Проверь себя Как зовут главного героя и его дедушку? Где происходят события романа? Кто родители главного героя? Каким языком занимался мальчик у старой учительницы? Где побывал мальчик вместе с дедом во время их поездки? Что ценил главный герой в дедушке? Перечислите добрые дела, которые осуществил дед. Какую военную тайну раскрыл дед внуку? Какие стороны характера раскрыл внук у деда? Можно ли сказать, что дед и внук стали друзьями. Почему?
Спасибо за активную работу!