Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния. Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций Познакомиться с теориями эмоций; Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности
Определения понятия «эмоции» - психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к факторам действительности. -элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта
Причины поведенческих реакций Субъективные Мотивации Эмоции Объективные Пространство Время
Место и роль эмоций в структуре поведенческого акта по П.К. Анохину
Эмоции развиваются на основе активации специализированных структур мозга и отражают соотношение потребности и возможности ее удовлетворения С точки зрения физиологии, эмоции – активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающих изменить поведение в направлении усиления или ослабления определенного состояния
Классификация эмоций По влиянию на жизнедеятельнос ть Стенические – повышающие жизнедеятельность Астенические – угнетающие жизнедеятельность По знаку Положительные – радость, удовольствие и т.д. Отрицательные – гнев, страдание, страх и т.д.
Классификация эмоций По силе и времени Сильные, кратковременные (аффекты) Сильные, длительные(страсть, фрустация, депрессия, агрессия) Слабые, длительные(настроение)
Проявления эмоций Внешние соматические реакции Мимика, пантомимика, интонации, скорость речи… Внутренние вегетативные реакции Частота сердцебиений, дыхание, расширение- сужение сосудов, изменение секреции желез…
Проявления эмоций
Эмоциональные состояния Настроение – эмоциональное самочувствие (продолжительное, устойчивое, слабоинтенсивное) Аффект – сильное, кратковременное, с потерей контроля сознания. Фрустрация – эмоционально-тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд. Депрессия - подавленность, снижение активности Агрессия – враждебность, гнев. Стресс – комплексная адаптивная физиологическая реакция на неблагоприятное воздействие, «реакция льва» и «кролика». Страсть – сильные глубокие переживания, с ярко выраженной направленностью (любовь, вражда, ненависть, ревность).
Мозговая организация эмоций Структуры, ответственные за формирование эмоций: Ретикулярная формация Гипоталамус Лимбическая система Лобная и височная кора
Функции эмоций Мотивационная или побуждающая Отражательно-оценочная Замещающая Подкрепляющая Переключательная Коммуникативная мобилизующая
Рисуночный тест Амонашвили