1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности. 3. Проблема воспитания в человеке сострадания и милосердия. 4. Проблема войны и сохранения человеческого в человеке. 5. Проблема поиска смысла жизни, места человека в мире. 6. Проблема патриотизма и любви к родине. 7. Проблема роли личности в истории. 8. Проблема взаимоотношений отцов и детей, их взаимоотношения. 9. Проблема истинной любви и дружбы. 10. Проблема истинной любви и дружбы. 11. Проблема сохранения мира на Земле. 12. Проблема сохранения памяти. 13. Проблема нравственного долга писателя, ответственности писателя перед соотечественниками. 14. Проблема экологии, взаимоотношения природы и человека. 15. Проблема состояния русского языка. 16. Проблема выбора профессии.
ТИПЫ РЕЧИ: ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЫВОД
К 1 Формулировка проблем исходного текста. 1 К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. 2 К 3 Отражение позиции автора исходного текста. 1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. 3 К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. 2 К 6 Точность и выразительность речи. 2 К 7 Соблюдение орфографических норм. 3 К 8 Соблюдение пунктуационных норм. 3 К 9 Соблюдение языковых норм. 2 К10 Соблюдение речевых норм. 2 К11 Соблюдение этических норм. 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. 1 23
Проблема приобщения детей и молодежи к литературному искусству. (Как увлечь детей, молодых людей хорошей литературой? Какой должна быть система чтения, чтобы она обогащала душу, доставляла радость и учила понимать жизнь с учетом потребностей человека на каждой возрастной ступеньке? Проблема выбора книги для чтения. (Каков критерий выбора книги для чтения?) Проблема преемственности поколений в отношении к литературному искусству. (Сможет ли молодое поколение перенять тот духовный опыт, который заключен в русской поэзии, в творчестве Пушкина, в русской литературе в целом?)
К 2
Пока не найдено действенного способа, при помощи которого можно было бы увлечь молодых людей чтением хорошей литературы; еще не продумана такая система чтения, которая обеспечивала бы в каждом возрасте приобщение человека к книгам, необходимым именно в этот период жизни. Основными критериями выбора книги для чтения являются такие ее качества, как способность вызывать интерес, но в то же время обогащать душу, развивать умение размышлять. Существует реальная угроза того, что огромное духовное наследие, которое заключено в русской литературе, в русской поэзии, окажется не понятым и не востребованным молодым поколением.
К 4 АРГУМЕНТАЦИЯ УЧАЩИМИСЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ ПРИМЕР ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ИЛИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ. 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ И ТОЧКА ЗРЕНИЯ АВТОРА. 3. АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ДВА ПРИМЕРА. 4. ВЫВОД.
Смысловая цельность Речевая связность и последовательность изложения Точность и выразительность речи Разнообразие грамматического строя речи Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических норм Соблюдение фактологической точности в фоновом материале