Творчество А.Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творчество А.Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д.
Advertisements

«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
(по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»). Эпиграфы к уроку: 1. Хочу, чтобы каждый из людей был человеком. (М. Горький) 2. Два чувства дивно близки.
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Рассказ «Кавказский пленник». Проект-презентация урока литературы в 5 классе.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
А.Т.Твардовский А.Т.Твардовский 8 июня декабря 1971.
7 уроков Александра Яшина. Александр Яшин «Отходная» О, как мне трудно будет умирать, На полном вздохе оборвать дыханье! Не уходить жалею – покидать,
Д ОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОРОГИЕ УЧЕНИКИ ! УЧЕНИК ! Проверь себя, как ты готов Начать сегодня наш урок. На парте то, что нужно нам, Чтоб плыть к далеким берегам!
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
Интервью с поэтом Виктором Васильевичем Маняхиным. Выполнила ученица 10 класса Салтыковской сош Гаврюшина Дарья. Руководитель: Гаврюшина О. Н год.
Урок - взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Муратова Алина 11 с/э Твардовский Александр Трифонович.
Автор и его герой в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» С первых дней годины горькой, В тяжкий час земли родной, Не шутя,Василий Теркин, Подружились.
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Война в судьбе моей семьи Номинация «Война в судьбе моей семьи» Авторы: Ионов Александр, 14 лет Кадулин Александр, 13 лет Муниципальное общеобразовательное.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Исследование духовного мира Татьяны Лариной «Письмо Татьяны к Онегину»
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности…
Транксрипт:

Творчество А.Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д.

Поэма ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ Александр Трифонович Твардовский 1910 – 1971

Урок третий Еще и впредь мне будет трудно, Но чтобы страшно – Никогда. А. Твардовский. «Тут ни убавить, / Ни прибавить, - / Так это было на земле» Анализ глав: «Друг детства», «Так это было».

Цели: Увидеть трагические страницы истории Отечества, их отражение в поэме. Осмыслить, как показывает автор трудную, но необходимую правду. Обратить внимание на чувства писателя.

Проверка домашнего задания: С какой целью автор вводит описание Александровского централа? Какое место занимает глава в размышлениях автора? Каким предстает лирический герой в главе «К концу дороги»? Как создается образ Дальнего Востока и почему автор называет его «заветный край особой славы»? Что более всего волнует автора?

Словарная работа: Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба. Котомка – сумка, носимая за плечами. Комсомол – сокращенно: коммунистический союз молодежи; в СССР: Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – общественная организация молодежи (1918 – 1991 гг.). Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой. Тризна – у православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки. Форпост – передовой пункт, опора.

Когда произошла встреча лирического героя с другом детства? Где происходит встреча? В каком месте передается значительность этого короткого и случайного свидания? Глава 9 «Друг детства»

«…речь идет о старом друге, О лучшем сверстнике моем. С кем мы пасли скотину в поле, Палили в залесье костры С кем вместе в школе, В комсомоле И всюду были до поры. И врозь по взрослым шли дорогам С запасом дружбы юных дней. И я-то знаю: он во многом Был безупречней и сильней…» «Одной судьбы особой повесть», где

Выводы: Драматизм встречи с другом детства (столкновение будничной жизни с правдой). Чувство испуга и стыда. Правдивость повествования. Мужество друга, сохранившего в бедах все самое светлое и дорогое – веру в жизнь, верность родине и друзьям. Чувство вины лирического героя в горькой судьбе друга. Мотив совести – главный признак настоящего человека.

Глава 14 «Так это было» Занимает особое место в поэме, являясь наиболее ёмкой. И обходить молчанием время – «не дело и не резон душе моей», – Мне правда партии велела Всегда во всем быть верной ей. С той правдой малого разлада Не понесет моя строка. И мне свое исполнить надо, Чтоб вдаль глядеть наверняка. «Мы помним те и эти годы и равно им принадлежим». Да нам оно и не пристало – Надеждой тешиться: авось Уйдет, умрет – как не бывало Того, что жизнь прошло насквозь.

Твардовский мужественно и прямо говорит в главе «Так это было» о трудностях, возникших в нашей жизни в связи с культом личности. Культ личности «Мне казалось все эти годы, что вопрос о так называемом культе личности, исчерпывающе решенный в плане политическом, оставляет еще возможность и даже необходимость какого-то слова, недвусмысленного, искреннего и нелукавого до конца…» А. Твардовский.

«Так это было» И кто при нем его не славил, Не возносил – найдись такой! Но кто из нас годится в судьи – Решать, кто прав, кто виноват? О людях речь идет, а люди Богов не сами ли творят? Что ж, если опыт вышел боком, Кому пенять, что он таков? Мы звали – станем ли лукавить? – Его отцом в стране-семье.

Тут ни убавить, / Ни прибавить, – / Так это было на земле Так появляется Тетка Дарья – художественное открытие Твардовского «С ее терпеньем безнадежным, С ее избою без сеней, И трудоднем пустопорожним, И трудоночью – не полней…» И.В. Сталин в последние годы нередко не учитывал в своих планах многие реальные человеческие нужды.

1.Друг детства героя поэмы. Каким он предстал перед нами? 2. Что позволяет нам понять сцена встречи двух друзей? 3. Какую тему и проблему поднимает автор в главе «Так это было»? Вопросы:

Домашнее задание: 1.Подготовить выразительное чтение главы 15 «До новой дали». 2. Подготовиться к обобщению по всей теме. 3. Составить синквейн по группам: для первой группы ключевое слово «совесть», для второй – «правда», для третьей – «память».

Спасибо за сотрудничество!