Урок русского языка «Стили речи» 11 класс Урок русского языка «Стили речи» 11 класс Хорошую речь хорошо и слушать. Что есть чтение, как не разгадыванье, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне. М.И.Цветаева
Образовательные: 1. Повторять, обобщать и систематизи ровать сведения о стилях речи. Выявлять языковые отличительные особенности текстов разных стилей. 2. Составлять собственные тексты различных стилей речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации. Развивающие: 1.Развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал, аргументировать свою точку зрения. 2. Работать в группах и самостоятельно, уметь вести деловое обсуждение и анализировать свое поведение во время беседы с партнерами по общению, учитывая коммуникабельность, степень корректности в отношениях с учителями, друзьями. 3.Формировать умения принимать решения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Воспитательные: 1.Воспитывать культуру речи, 2.бережное отношение к слову, потребность сохранять чистоту языка. Цели урока:
Публицистический: по данным социологического опороса,светская хроника, защищать природу Научный: вопросы экологии, завершившийся эксперимент, валютный коридор, библиографический указатель Оф.-деловой: судебное разбирательство, предстоящие переговоры, парламентские дебаты. Разговорный: ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке Художественный: пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая ПРОВЕРИМ (упр. 338)
Лингвистический анализ текста «Родина» М.И.Цветаева Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М.Монтень французский писатель, философ,16в
« О, неподатливый язык! Чего бы попросту мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Но и с калужского холма Мне открывалася она Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирождённая, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль всю её с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех до горних звезд Меня снимающая мест! Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы. Ты! Сей руки своей лишусь, Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля Гордыня, родина моя!
Патриотизм - [от греч. patris - родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Преданность, приверженность чему-л. Восхваление всего своего, даже отсталых форм жизни и быта, и порицание всего чужого.
2. «Родина – даль, тридевятая земля 3. Родина - гордыня 1.Родина- Россия 4Всю ее с собой несу 5.Родина - чужбина 6. Рок, что повсюду Россия – родина моя… Гордыня – родина моя
Речевые клише Я разделяю точку зрения автора… Нельзя не согласиться с мнением автора о том… …интересно, что автор… Трудно согласиться (с чем?)… Нельзя принять утверждение (кого? о чём?), потому что … Спорной является точка зрения автора (на что?)…
Стиль речи Стиль – это совокупность языковых особенностей (лексических, грамматических, фонетических), придающих речи определённую окрашенность, делающих её то разговорной, то научной, то деловой и т.д.
Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной… Используется для написания поэтических и прозаических художественных произведений. Цель – воздействовать на читателя, передавая мысли и чувства автора. Язык образен, эмоционален. Широко используются эпитеты, метафоры, сравнения и другие художественные фигуры речи. Художественная речь = художественный стиль
Публицистический стиль Используется для создания передовой статьи газеты или журнала, воззваний, очерков, фельетонов и т.п. Цель – воздействуя на сознание и эмоции читателя, убедить в правоте сказанного. Всегда поднимает актуальную, острую проблему общества. Использует обращения, риторические вопросы, восклицания, призывы, яркие, неожиданные образы и т.п.
Официально-деловой стиль Используется для создания официальных документов (канцелярской, юридической, дипломатической документации). Характеризуется ясностью, логичностью, краткостью изложения. В нем широко используются устойчивые речевые обороты, речевые штампы.
Научный стиль Цель – точная передача научных сведений о чём- или ком-либо. Используется для написания научных статей, учебников, словарей, справочников и т.п. Характеризуется точностью, логической стройностью, строгой нормативностью литературного языка. В нём широко используются термины для обозначения научных понятий.
Разговорный стиль Употребляется в основном в устной речи в неофициальной обстановке (дружеской беседе, письме и т.д.). Этому стилю присущи простота, живость, непринуждённость, некоторая вольность. Широко используется эмоционально окрашенная лексика, просторечные слова, выражения.
Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. В. Солоухин
Учебный проект Взаимосвязь стиля речи и речевой ситуации Гипотеза: Если лирический текст оказывается в иной речевой ситуации, то стиль этого текста меняется. Цель проекта: Доказать, что различные речевые ситуации влияют на выбор стиля речи.
Задачи проекта 1.Вспомнить основные понятия темы «Стили речи». 2.Закрепить знания о стилях речи. 3.Изучить структуру понятия «Речевая ситуация». 4.Найти взаимосвязь речевой ситуации и стиля речи.
Замечательное событие произошло в нашей школе - вечер поэзии, посвященный творчеству М.И.Цветаевой. Журналисты и фоторепортеры не дремлют. Прочитав множество стихотворений поэтессы, изучив трагедию ее судьбы, они написали статью «Поэт и время» в школьную газету (чтение статьи). Как ни любила Марина Ивановна Россию, как ни стремилась воссоединиться с ней, но Родина приняла ее недружелюбно. Целый год она искала свой багаж. Ей пришлось писать заявления в различные инстанции (чтение). Группа теоретиков-лингвистов проанализировала творчество поэтессы и написала научную статью «Выразительно-изобразительные средства стихотворения «Родина», передающие авторское отношение к родине-чужбине (чтение). В перерыве ребята услышали диалог старшеклассниц о последних днях жизни поэта, о ее трагическом ощущении ненужности. Девочки, обвиняя эпоху и время, с болью говорили о несправедливости жизни, о том, что Россия не может достойно оценить своих детей при жизни (чтение диалога). Литературная гостиная
«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры». В. Солоухин
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Я.А.Коменский