«Внимая ужасам войны» «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого X класс «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся перед мною и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества» Л.Н. Толстой
Цель: Осмысление авторской позиции по отношению к войне и проблеме истинного и ложного патриотизма. Задачи: Подвести учащихся к осуждению войны как явлению противоестественному и чуждому человеческому разуму. Подвести учащихся к осуждению войны как явлению противоестественному и чуждому человеческому разуму. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя. Развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты. Развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты. Совершенствовать коммуникативные компетенции. Совершенствовать коммуникативные компетенции. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
Николай Николаевич Ге Портрет Л.Н. Толстого Н.Ге – выдающийся русский живописец. Многие его работы созданы на сюжеты из Евангелия и посвящены жизни Христа. Также он увлекался русской историей, был очень хорошим портретистом. Среди его самых известных – портрет великого писателя Льва Николаевича Толстого. Н.Ге – выдающийся русский живописец. Многие его работы созданы на сюжеты из Евангелия и посвящены жизни Христа. Также он увлекался русской историей, был очень хорошим портретистом. Среди его самых известных – портрет великого писателя Льва Николаевича Толстого.
Иван Николаевич Крамской Портрет Л.Н. Толстого Крупнейший мастер психологического портрета, автор таких картин, как «Христос в пустыне», «Неизвестная». Он в то же время был ведущим русским портретистом. Лучшая из работ Крамского – натурный портрет Л.Н. Толстого (1873)
Илья Ефимович Репин Портрет Л.Н. Толстого И. Е. Репин написал немало портретов выдающихся людей своего времени: писателя Л.Н. Толстого, композитора М.П. Мусоргского. Портреты И.Е. Репина хранятся в Москве в Третьяковской галерее. И. Е. Репин написал немало портретов выдающихся людей своего времени: писателя Л.Н. Толстого, композитора М.П. Мусоргского. Портреты И.Е. Репина хранятся в Москве в Третьяковской галерее.
На военной службе На военной службе 1852 – 1855гг – 1855гг.
Оборона Севастополя Фрагмент панорамы Ф. Рубо
Дневниковые записи 2 апреля - « Я живу в Севастополе. Потерь у нас до 5 тысяч, но держимся мы так, что защита должна, очевидно, доказать неприятелю невозможность, когда бы им было взять Севастополь. Написал вечером 2 страницы «Севастополя». 2 апреля - « Я живу в Севастополе. Потерь у нас до 5 тысяч, но держимся мы так, что защита должна, очевидно, доказать неприятелю невозможность, когда бы им было взять Севастополь. Написал вечером 2 страницы «Севастополя». 3-7 апреля – «Третьего дня ночевал на 4 бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые играли в лошадки». 3-7 апреля – «Третьего дня ночевал на 4 бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые играли в лошадки». 12 апреля – «4 бастион. Писал «Севастополь» днем и ночью; и, кажется, недурно и надеюсь кончить его завтра. Какой славный дух у матросов!» 12 апреля – «4 бастион. Писал «Севастополь» днем и ночью; и, кажется, недурно и надеюсь кончить его завтра. Какой славный дух у матросов!» 13 апреля – «Тот же 4-ый бастион, который мне начинает очень нравится, я пишу довольно много. Постоянная прелесть опасности наблюдения над солдатами, с которыми живу, моряками и самим образом войны. Так приятно, что мне не хочется уходить отсюда, тем более что хотелось бы быть при штурме». 13 апреля – «Тот же 4-ый бастион, который мне начинает очень нравится, я пишу довольно много. Постоянная прелесть опасности наблюдения над солдатами, с которыми живу, моряками и самим образом войны. Так приятно, что мне не хочется уходить отсюда, тем более что хотелось бы быть при штурме».
Но город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово «покой». «Защитники Севастополя». Литография и композиция В.Ф.Тимма по оригинальным фотографиям. 1854
Что такое четвертый бастион? А.В.Кокорин. На четвертом бастионе. Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого. 1953
Военные награды Л.Н. Толстого
Стальной гарнизон Это самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Это самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.
Д.Н.Кардовский «Оборона Севастополя»
Истинные герои
«Штурм Малахова кургана» Раскрашенная литография И.Морина по рисунку с натуры В.Симпсона « Велика моральная сила русского народа, - записал Л.Н. Толстой в дневнике, - много политических истин выйдет наружу и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы».
I. «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства» Вместо: «Здорово, ребята!» вице -адмирал Корнилов говорил «Нужно умирать, ребята. Умрете?» Солдаты и матросы отвечали: «Умрем!», «Ура». I. «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства» Вместо: «Здорово, ребята!» вице -адмирал Корнилов говорил «Нужно умирать, ребята. Умрете?» Солдаты и матросы отвечали: «Умрем!», «Ура». II. «Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-го французскую батарею и их не подкрепили, он плакал навзрыд». II. «Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-го французскую батарею и их не подкрепили, он плакал навзрыд». III. «Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотел сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами… В одной бригаде 24-го было 160 человек, которые не вышли из фронта. Чудное время…» III. «Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотел сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами… В одной бригаде 24-го было 160 человек, которые не вышли из фронта. Чудное время…»
Выводы: народ и война – главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера; народ и война – главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера; главный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателем; главный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателем; война, правдиво показанная Толстым, «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз; война, правдиво показанная Толстым, «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз; именно народ, массы, как считает Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства; именно народ, массы, как считает Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства; это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир». это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».
Севастополь в 1942 г.
В.ВЕРЕЩАГИН «АПОФЕОЗ ВОЙНЫ»