Тема урока Обучение написанию изложения с элементами сочинения по рассказу В. Гроссмана Авель (Шестое августа).
Цели: 1. Подготовка к экзаменам. 3. Воспитание гуманизма. 2. Формирование умения изложения текста, аргументирование, составление тезисов.
План урока: Историческая справка. Поставленная автором проблема: - ответственность человека; - приказ; - техническая революция; - ответственность учёных.
Литературный словарь: Гуманизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Мизантропия – нелюбовь, ненависть к людям. Милосердие – готовность помочь кому- либо, простить кого-либо из сострадания.
Продолжи предложения 1.1. К теме благородства… 2.Это история о том … 3.В. Гроссман верил… 4.Высший дар человечества есть… 5.С точки зрения Гроссмана… 6.Перед полетом… 7.Командир утверждает… 8.Джозеф Коннор… 9.Автор наделил его… 10. В полете он думает… 11. Экипаж и пассажир-физик… 12. Для физика… 13. Второй пилот оправдывает… 14. Джозеф потерял… 15. Острое сознание вины… 16. В Хиросиме… 17. Поэтому… 18. Но в рассказе есть… 19. Убит Джозеф… 20. Это – предупреждение… (сочинение - не менее 10 предложений) изложение
Проверь себя Авель (Шестое августа). К теме благородства и милосердия обращается В. Гроссман в своем рассказе Авель (Шестое августа). Это история о том, как была сброшена атомная бомба на японский город Хиросиму. В. Гроссман любил людей, верил в непобедимость человечности, желал, чтобы человек длился вечно. Вот почему он страстно ненавидел войну и фашизм во всех его проявлениях. Высший дар человечества - есть дар душевной красоты, великодушия и благородства, - говорит писатель. Все эти качества наиболее ярко проявляются при столкновении со злом, в первую очередь, на войне. С точки зрения Гроссмана, подлинная человечность невозможна без сопричастности всему происходящему, а происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Так поставлена эта проблема в рассказе Авель. Перед полетом экипаж рассуждает о том, несут ли летчики ответственность за выполнение приказа. Командир утверждает, что от моральной ответственности никто не открутится, второй пилот и радист считают, что техника освобождает их от чувства вины. Джозеф Коннор не вмешивается в разговор экипажа. Этот юноша внутренне близок автору. Автор наделил его своей тревожной совестью. В полете он думал только об одном: сбросить бомбу точно на цель. И вот бомба сброшена. Экипаж и летящий вместе с ними пассажир-физик по-разному реагируют на взрыв, и осмысливают его последствия. Для физика важнее всего несоответствие детской мечты: осчастливить человечество дешевой энергией и картиной превращения в ничто всего живого. Второй пилот оправдывает случившееся высокими целями, у оставшихся также нет сознания ответственности. Джозеф Коннор потерял покой, он все время моет руки, как бы стремясь смыть с них кровь. Острое сознание вины потрясло юношу – он пытается покончить с собой, а когда ему мешают - сходит с ума. В Хиросиме совершилось массовое братоубийство. Поэтому рассказ и назван Авель как напоминание о библейском братоубийстве. Но в рассказе есть еще одно братоубийство. Убит Джозеф Коннор, вернее не он убит, а убита его душа – это еще страшнее. Это предупреждение о грядущей опасности.