Урок рисования в 7 классе Черткова Валентина Ивановна - учитель рисования МБОУ Большесудаченской СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области
Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова. 2. Сформировать представление об историческом жанре в живописи. 1.Дать понятие историческому жанру; 2. Познакомить с творчеством великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». ; 3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. 4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Задачи:
Опрос 1. Как называется крупнейший в мире музей русского искусства? Третьяковская галерея в Москве 2. В каком году была основана Третьяковская галерея? 1856 г. 3. Кто был основателем Третьяковской галереи? Павел МихайловичТретьяков. 4. Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее? Жанр тематической и исторической картины.
Исторический жанр ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
Василий Иванович Суриков 12 (24) января 1848 (Красноярск)- 6 марта 1916 (Крым) Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований.
Картины Сурикова - это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека. «Утро стрелецкой казни» «Меншиков в Березове» «Боярыня Морозова» «Покорение Сибири Ермаком» «Переход Суворова через Альпы» «Степан Разин» : «Утро стрелецкой казни»
«Утро стрелецкой казни»
В центре картины - стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю. Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения. Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. «Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип». С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага - царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.
Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым ртом... Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А. С. Пушкин).
«Меншиков в Березове»
Образ Меншикова Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. Им стал старик учитель Невенгловский.
«Меншиков в Березове» К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Ее огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Нежный образ Марии - продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.
«Меншиков в Березове» Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах.
«Меншиков в Березове»
«Боярыня Морозова»
Высоко поднятая рука с двуперстием Бледное, вдохновенное лицо раскольницы
«Боярыня Морозова»
Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.
«Боярыня Морозова» В горестном раздумье застыла старуха мамка. Суриков -мастер «говорящих» деталей: из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.
«Боярыня Морозова» Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на ее призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях. «Я его на снегу писал... на снегу все пропитано светом... если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел»,- говорил художник.
«Боярыня Морозова»
Закрепление материала Дайте определение понятию «Исторический жанр». C творчеством какого художника мы познакомились на уроке? Как называются картины?
Домашнее задание На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории. Один из сложных этапов - первый - выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции. Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочувствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Напишите об этом в тетради.
Домашнее задание Направить свой поиск в нужное русло вам помогут вопросы Как вы понимаете слова Сурикова: «Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее»? Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу? Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему? Какие литературные произведения вы читали об этом событии (или герое)? Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям? Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр? Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль? Как вы назвали бы свою картину? Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?
Рефлексия У меня на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого. Понравилось Не понравилось Равнодушны
Литература Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – автор –составитель О.В. Свиридова, Волгоград: учитель, с. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: в 4 ч.: учебник для учащихся 5-8 кл. – Обнинск: Титул, 1996.